Историю человечества оба философа рассматривали как единое целое, каждая отдельная ступень коего может быть истинно достигнута только в свете этого целого. Связь хода и событий всемирной истории есть связь необходимая, ибо каждая эпоха всемирной истории возникает и закономерно приходит на смену определенной предшествующей эпохе, которая себя внутренне изжила и тем самым обусловила необходимость перехода к новой. Этот принцип необходимости особенно подчеркивался в работах Фихте.
Шеллинг развивает мысль о том, что своеобразная особенность истории человечества заключается в соединении свободы и необходимости, и что через это люди реализуют заложенный в них и никогда не исчезавший из сознания идеал совершенствования - универсальный правовой строй, который может быть реализован только всем человеческим родом. А весь процесс исторического развития нужен и сводится лишь к вечному стремлению к этому идеалу.
Исторический процесс – поступательное самодвижение общества, в результате его жизнедеятельности. Это последовательность событий, складывающаяся в пространстве и времени в результате деятельности людей. Исторический процесс – это социальная форма движения.
1.формационная концепция выделяет концепции формации по объективному признаку – способу производства;
2.Формации позволяют выразить специфику общества на сущностном уровне.
Цивилизационный подход - на уровне явлений.
3.Формации позволяют выделить типологическое единство.
Цивилизационная концепция позволяет фиксировать многообразие, специфику, она не ищет общего.
4.Формационный подход: история и общество движутся от низшего к высшему, т.е. социальный прогресс существует.
Цивилизационная концепция: идея круговорота, нет прогресса.
5.Формационный подход выражает единство, единый мировой закономерный исторический процесс.
Цивилизационная концепция: нет единства человеческой истории.
Эти две концепции взаимно дополняют друг друга.