пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Волюнтаризм и фатализм. Объективное и субъективное необходимость и свобода, стихийность и сознательность в историческом процессе. Свобода, необходимость и право.

Чтобы понять сущность свободы личности, важно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм - это признание определяющего значения воли над проявлениями духовной жизни человека. Воля считается слепым, неразумным или сверхразумным (божественным) первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. Будучи крайним выражением этического релятивизма, волюнтаризм в основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни общества.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их или судьбой, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека, ибо отрицаются всякие альтернативы жизни. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий.

СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ — категории социального познания, с помощью которых раскрывается характер протекания процессов общественной жизни как деятельности людей, степень совпадения целей и результатов деятельности. Ядром вопроса о соотношении стихийности и сознательности в историческом процессе является проблема рациональности и ее границ применительно к особенностям индустриальной цивилизации. 

Субъективное и объективное в историческом процессе.

Функционирование и развитие любого человеческого общества - это процесс, в котором практически действуют, с одной стороны, субъективный фактор (люди, общности), а с другой - объективные условия (географические, средства производства, институты), которые становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто противоположных поставленным целям. Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую. Субъективный фактор - это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы - цели, программы, организованность, волю и энергию в достижении поставленных целей. Это часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор - это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов.

К объективным факторам развития (например, России) относятся размер территории, климат, уровень средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.). 


01.02.2017; 21:11
хиты: 115
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь