Объективный идеализм о субстанции:
1) Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи;
2) Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея
3) Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель)
Субъективный идеализм:
Мир не обладает субстанциональностью.
Материализм о субстанции:
1) Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь)
2) Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов.
Атомы: 1. неделимы
2. неуничтожимы
3. несотворимы
А значит, мир несотворим и неуничтожим.
3) Средние века: материализм существует в виде течения номинализм
4) Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика.
Черты материализма XVII-XVIIIвв.:
1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами;
2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неучтожимости субстанции.
3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру.
4. Важнейшим свойством материи являлась масса.
3). Физика не решает вопрос о существовании материи.
Пути выхода (Ленин):
1). Физикам необходимо усвоить диалектику.
2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим.
В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.