Учение о чувственной природе познания (сенсуализм) разрабатывалЛокк. Чувственный опыт — основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabularasa), письмена на которой оставляет только опыт. Проблема объективности знания решается Локком в его концепциипервичных и вторичных качеств. Первичные (присущие самим вещам) качества - это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, движения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом, Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим.
Теоретически разрушить представление о материальной субстанции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разделение первичных и вторичных качеств на том основании, что и фигура, и вкус в равной степени суть ощущения. Вещи - это комбинации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция.
Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришёл к выводу об их несовершенстве. В противовес теории Декарта и Спинозы он выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое», «единица»);
монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее своё состояние;
в силу непрерывности своего существования монада осознаёт себя;ü монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса: «голые монады» лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
монады животных обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
высшая монада – Бог.
Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.
Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания). Лейбниц пытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»; «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
«истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путём (например, магнитное притяжение, температура кипения воды); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятный характер;
несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.
Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причём одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.