В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям. Бихевиористское направлениев социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Формула поведения человека: “S–R”(“стимул – реакция”). И хотя необихевиоризм разнообразил эту формулу, включив в неё опосредующее звено – промежуточные переменные психологического плана: “S–O–R”, он отрицает возможность научного социологического анализа этих переменных. Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными.Формирование личности предстаёт как процесс научения. Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах.Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми. |
система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы. Семья как социальная группа формирует роли мужа и жены, повседневная жизнь в обществе – покупателя, пассажира и т.д., профессиональные группы – роли врача, инженера, рабочего и т.д. Человек приобретает навыки выполнения этих ролей в процессе социализации, и, таким образом, он становится личностью. Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчуждённым от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, “сминает, раздавливает человека”. Смысл человеческого существования не находится в мире, а придаётся человеческой жизни самим человеком в процессе непрерывного самоосуществления им своей сущности. Главное в экзистенциальном понимании человека –проблема его внутренней свободы как собранности индивида перед лицом обстоятельств. |