Основные школы: 1)Эмпирическая школа состоит из 2 течений: академического, задача которого - создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни, которые используются как методологическая основа конкретных социологических исследований; и прикладного, задача которого организация исследований, направленных на решение практических задач. С 1920 по 1959гг эмпирическая школа была самой приоритетной. Представители: Роберт Э.Парк, Эрнст Берджесс 2)В 3-е годы ХХ в. в русле психолог. традиции в социологии возникает социометрия-теоретическое и прикладное направление социологии, изучающее социопсихологические взаимоотношения в малых группах. Представитель: Джекоб Морено. 3)Структурно-функциональная теория.ОсновоположникиТолкотт Парсонс и Роберт Кинга Мертон.Общество рассматривали как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.Ключ к концепции - категория равновесия. Условиями выживания социальной системы являются адаптация, целеполагание, интеграция, латентность. На уровне общества эти функции осуществляют экономика (адаптация), политика (целеполагание), право и культура (интеграция), семья, школа, церковь и т.д. (латентность). Общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения. |
4)В конце 50-х – середине 60-х гг. возникла теория социального конфликта.Основные аргументы против тезиса о стабильности как атрибуте общества: 1) распределением средств в жизни занимается группа людей, поэтому конфликт неизбежен; 2) политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта, что также ведет к конфликту 3) во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги – власть – ценности – ритуал, т.е. на лицо столкновение интересов 4) в любом обществе имеет место принуждение одних людей другими. Таким образом, социальный конфликт– это продукт экономических отношений. Представители: Чарлз Райт Миллс, Льюис Козер, Ральф Дарендорф 5)Теория социального обмена представляет собой синтез социологии с философией и психологией бихевиоризма.. Создатели Джордж Хоманс и Питер Блау.Центральная категория - категория социального действия. Социальное действие при этом понимается как процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Д. Хоманс выдвинул пять основных гипотез. 1)Гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению, а если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится. |
2_Гипотеза стимула: действие разворачивается в
конкретной ситуации, характеристики которой называются стимулами; однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях. 3)Гипотеза ценности: чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия. 4)Гипотеза голодания-насыщения: чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение). 5) Гипотеза фрустрации-агрессии: не получив ожидаемую награду, личность возмущается; в состоянии негодования наибольшей ценностью для неё является само агрессивное поведение. 6)Теория символического интеракционизма. Основоположник - Джордж Мид. Главная характеристика действий людей – использование символов. Социальное действие имеет две ступени: общение при помощи жестов, и символически опосредованное общение с помощью языка.. Большой вклад внесла ролевая концепция личности, согласно которой многомерное поведение человека можно представить в виде определённого набора социально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения – “ролей. Таким образом, характерными чертами символического интеракционизма стали стремление исходить при объяснении поведения из общества, понимаемого как совокупность межиндивидуальных взаимодействий, и попытка рассматривать всё многообразие связей человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. |
7)Феноменологическая социология. Основатель - Альфред Шюц. Восприятие действительности зависит от того, как человек её интерпретирует. Задача социологии, по мнению А. Шюца, – понять, как на основе субъективного опыта индивидов происходит процесс становления объективности социальных явлений. |