пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

48.Манипулятивный потенциал новостных выпусков. Критерии и принципы селекции контента

Но́вости — оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщения о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент. Также новостями называют программы (собрание нескольких новостей) на телевидении и радио, а в печатной прессе или на веб-сайтах — сводки новостей, в специальной рубрике в газете. Новости — это ответ на пять вопросов: кто, что, когда, где и почему В любом репортерском сообщении необходимы: новость, информационный повод, оперативный повод. Информационным поводом может быть происше-ствие или шаги, предпринятые журналистом (встреча, телефонный звонок, поиск под "маской"); оперативный повод связан с сиюминутностью события, проис-шедшего в ближайшие часы, на днях, на этой неделе (повод сообщить о чем-то, пока не остыл интерес), либо с памятной датой. СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным мнением. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинфор-мации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций. Манипулятивный арсенал СМИ известен: преднамеренное искажение реально-го положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикации ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т. д. Все эти приемы направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологи-ческих установок у аудитории. Конечно, журналист при всем желании не может быть абсолютно беспристраст-ным. Все сообщения и обзоры до определенной неизбежной степени носят на себе печать выборочности и надуманности. Д. Грэбер приводит четыре модели процесса создания новостей, которые описывают основные подходы к данной проблеме: зеркальная модель, профессиональная модель, организационная и политическая. Зеркальная модель подразумевает, что новости должны отражать реальность. Сторонники этой модели не создают новости, а сообщают о них. Критики этой модели справедливо заключают, что СМИ не в состоянии отразить все события, происходящие в мире. События, которые попадают в СМИ, становятся более значимыми, чем они есть на самом деле, а события, не отраженные в СМИ, словно и не существуют. Сторонники профессиональной модели представляют журналистов как опытных профессионалов, которые создают увлекательный коллаж событий, отбирая их по степени значимости, привлекательности для аудитории, соблюдая баланс между различными элементами. Основным критерием отбора служит внимание публики, поскольку СМИ экономически заинтересованы в расширении своей аудитории. Сторонники организационной модели акцентируют свое внимание на самом процессе создания новостей: межличностные отношения в коллективе, профес-сиональные нормы, технические возможности, расходы, связанные с получени-ем новостей, ориентация на прибыль, законодательные ограничения. Политическая модель базируется на том, что любые новости являются продук-том деятельности людей, имеющими определенные идеологические воззрения, а также, создаются под давлением политического окружения, в котором нахо-дится организация, делающая новости. В поле зрения СМИ попадают люди, имеющие высокий статус в обществе, а остальные большей частью игнорируют-ся. Те, кто поддерживают существующую систему, изображаются как "хорошие парни", а те, кто выступает против, - как "плохие парни". "ЖЕСТКАЯ" НОВОСТЬ Заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей. Наиболее краткий, точнее сжатый вариант - самая суть события. Ударная фраза сообщения - лид - нередко выделяется шрифтом. Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, эта меньше всего похожа на "форму", на "произведение" - настолько кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, как кажется, нет никаких писательских ухищре-ний, просто излагается, что произошло. Девиз жестких новостей - "ничего лишнего". Очевидно, что определение "лишнее" - "не лишнее" целиком зависит от журналиста, отсекающего все ненужное. И в этом смысле многие жанры гораздо объективнее лаконичной заметки, которая дает возможность скрывать детали, значимые подробности. Например, сообщение, что страна отказалась участвовать с международной экологической конференции, может выглядеть просто "отрицательным" фактом. Но если прояснить подоплеку, окажется, что тут политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности). Жесткая новость не гарантирует полной объективности, но есть допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, гаранты того, что при "обстругивании" факта не будет убрано самое главное: рекомендуется в самом начале заметки давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, - употреблять так называемый емкий абзац. Обязательные вопросы: "что" именно произошло? "кто", "где", "когда", "как" и "по какой причине" совершил действие или оказался в плену обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы - римского оратора Квинтиллиана). Ответы на вышеперечисленный вопросы по возможности объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются журналистом и составля-ют "суммирующий лид". (Подсчитано, что толковый "многосоставный" ответ может уместиться в 35 словах). "МЯГКАЯ" НОВОСТЬ В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности мягкая новость менее оперативна, точнее - для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. (Причем объем почти не увеличивается, это тоже краткая новость). Такая форма позволяет "подбираться" к факту, делать знакомство с ним постепенным. В принципе, любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой и мягкой форме. Предположим, сообщается: Новый элемент системы Менделеева открыт в результате физического эксперимента, проведенного молодым ученым из Новосибирска. "Мягкий" вариант этой же новости: Мог ли предположить молодой физик из Новосибирского Академгородка, что он достигнет фантастического результата в совершенно иной области… Опыт помогает репортеру выбрать, какая именно форма наиболее подходит к факту. Мягкая новость употребляется, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с результатов на обстоятельства. Обстановка совершения события, какие-то детали из окружения факта могут быть интереснее результата. Многие мягкие сообщения забавны, носят развлекательный характер либо привносят занимательность в новость. Мягкая новость рекомендуется при пониженной значимости события, или когда необхо-дим иной тон разговора о нем, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационный поводы. У журналиста могут быть интересные факты, которые не ощущаются как новость, поскольку не являются происшествием (например, количество дичи в заповеднике). В таких случаях надо искать "ход", интересную деталь, самому ее сочинять. (Один американский репортер, получив данные об огромном количестве оружия, "которое может выстрелить", придумал такой ход: в аптеке, чтобы купить лекарство нужен рецепт, а для покупки оружия в частное владение в этом штате не требуется никаких "рецептов", никаких удостоверений…). Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее было удобно проглотить, а мягкую - так, чтобы читатель посмаковал сообщение. Поскольку внимание переключается с итога на обстоятельства, занимательные подробно-сти, структура новости меняется. Композиция по принципу "перевернутой пирамиды" здесь не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение главного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее - по принципу убывающего интереса.


22.01.2019; 10:12
хиты: 44
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь