1)Классификация эмоций, возникающих под влиянием медиа:
- эмоции как реакции на реальные события
- эмоции как реакции на вымышленную информацию
- коммоции – чувства, вызваные наблюдением за эмоциями других людей
2)Эмпатия – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Выделяют следующие виды эмпатии:
l Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
l Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
l Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:
l Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
l Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека
Когнитивно-аффективная модель эмпатии:
- когнитивная способность воспринимать и определять эмоции других
- когнитивная способность более высокого уровня, которая позволяет перенять позицию и роль другого человека
- готовность к эмоциональной реакции, способность переживать эмоции
3)Модель жажды ощущений. Основные положения:
- эстетика напряжения как стабильное состояние
- потребность поддерживать определенный уровень внутренней активизации: чтобы сохранить напряжение необходимы новые переживания
- потребность активизации как на индивидуальном, так и на социальном уровне
- использование медиа как один из способов поддержания напряжения
Низкий уровень активизации: документалистика. Средний: боевики, комедии, игровые шоу. Высокий: фильмы ужасов, спортивные программы, информационные передачи с насилием.
Корреляция уровня возбуждения и размера экрана.
Особенности возникновения страха:
- мотив сильного желания страха и удовольствия от его переживания (восстановление ощущения безопасности)
- реакция социального отталкивания: дистанцируясь, зритель стабилизирует свое «я».
Концепции в рамках модели поиска ощущений:
- Концепция «управления настроением» ( Д.Зиллман): зрители активно управляют своим настроением, выбирая те программы, от просмотра которых ожидают желаемого уровня активации и специфических эмоций)
- эффект привыкания (многократный просмотр снижает активацию, зритель утрачивает личную ответственность (в т.ч. «усталость от сочувствия» и «эффект упрощения»)