пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19..Понятия мотива и потребности. Самоактуализация журналиста в профессиональной деятельности.

Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека.

Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т. п.) и социальные – потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе проявляются и развиваются, чем у животных. Биологические потребности имеют непреходящий характер, нередко обладают цикличностью. К. Левин в своей работе «Намерение, воля и потребность» (1926) выделил квазипотребности, под которыми понимал производные и промежуточные потребности, имеющие более преходящий характер и выражающиеся часто в намерениях.

Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.). Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу, которую он предложил в книге «Мотивация и личность» (1954). Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др.); 2) потребности в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); 3) потребности в социальных связях(потребность в сопринадлежности, социальной включенности, любви, нежности, доверии); 4) потребности самоуважения (в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке); 5) потребности самоактуализации(потребность в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей). Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях.

Мотивация. Мотив – это побуждение. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т. е. в которых отражается наличие в человеческой психике некой готовности, направляющей к определенной цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий.

Мотив – это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях. Процессы мотивации имеют направление – достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т. е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Журналистское творчество подразумевает под собой бесконечный процесс самоактуализации журналиста. Журналистика, как и любой другой креативный вид деятельности связан с личностным и профессиональным ростом, углублением знаний, совершенствованием навыков. Всякий раз, начиная разработку новой темы, журналист принимает вызов неизвестных факторов, которые будут препятствовать его работе. В этой повседневной реальности реализуются принципы достижения самоактуализации – постоянный выбор между борьбой или бегством от проблемы, вхождение в самую суть темы. Кроме того, что уж таить, большинство известных профессионалов журналистики уже давно не разделяют свою жизнь и свою работу, которая из тяжелого труда стала для них отдыхом. По Маслоу именно такой подход к труду, к делу характеризует самоактуализирующихся, а следовательно и креативных людей. В связи с этим, нельзя проигнорировать параллель между путями достижения самоактуализации по Маслоу и путями становления профессиональности журналиста. Рассмотрим их по порядку:

«Самоактуализация - это переживание, сопереживание». Можно долго спорить о том, должен ли журналист полностью погружаться в проблему, растворяясь в собственной эмпатии, однако, нет никаких сомнений в том, что проявление эмпатии – одно из необходимых качеств журналистской работы. Об этом мы можем прочитать в любом пособии по технике журналистского творчества. В частности, госпожа Калинина в своей работе «Основы журналисткой деятельности» пишет: « Только проявляя свою эмпатию журналист может добиться необходимых результатов во время интервью. Невольное или специально вызванное сопереживание – залог установления контакта между Вами и интервьюированным. Поддерживая собеседника, вы облегчаете ему труд рассказчика, демонстрируете свое уважение и заинтересованность, что крайне важно, особенно при общении с замкнутыми, не уверенными в себе людьми».

Продолжая проводить аналогию с теорией Маслоу, мы должны обратить внимание, как созвучны необходимость постоянного выбора для самоактуализации и для журналистики. Работа журналиста – это постоянный выбор, поиск компромиссов, или борьба. Идя против своих страхов, защитных механизмов психики, против смущения и зажатости – журналист не только восходит на новую ступень самоактуализации, но и повышает свой. Специфика журналисткой работы решает за журналиста выбор между прогрессом и регрессом в пользу первого. Нельзя игнорировать и чисто технический аспект журналистского творчества, и связанную с ним постоянную проблему выбора эстетического, морального, логического. В какой последовательности представить факты? Какую из двух идей выбрать? Стоит ли раскрывать тот или иной факт, или безопаснее промолчать о нем?

Актуализация индивида или поиск «самости» - это пункт, непосредственно относящийся к журналисту, как представителю социальной профессии. Практически всегда, за минусом редких исключений, журналистское творчество подразумевает под собой сильную субъективность, пропускание информации через призму миропонимания творца. Очень многие жанры журналистики требуют от журналиста проявления собственного мнения, индивидуальной оценки и самобытных выводов. И в

этом журналисту помогает его самость – способность решить, что он думает о тои или ином факте, игнорирую навязываемое извне мнение.

Честность и принятие ответственности за свои действия – существенные моменты самоактуализации Впрочем, как и журналистской практики. Честность декларируется самим родом занятия – сбором, обработкой и распространением информации. И здесь свою роль играет уже не только чисто этическая сторона вопроса, но и кодекс профессиональной этики и законодательная система ответственности. То же самое можно сказать и про принятие ответственности. С этим явлением журналист вынужден встречаться ежедневно, в связи со спецификой деятельности. Журналист несет ответственность за любой материал, подписанный его именем.

Принцип «лучшего выбора» по Маслоу наиболее созвучен такому понятию как интуиция. В творчестве журналиста интуиция занимает свое важное место, нередко являясь основным движущим элементом журналистского расследования, или поводом для написания статьи. Интуиция развивается в журналисте в следствие его активной и постоянной работы с фактами, мнениями, углубленного понимания природы тех или иных социальных явлений.

"Работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Нельзя отнести этот пункт непосредственно к журналистскому творчеству. Хотя работа журналиста и подразумевает постоянное развитие способностей, однако здесь все зависит от особенностей личности. Примем в расчет то, что журналистика способна принести человеку имя, потешить его тщеславие, мотивируя на полную самоотдачу. И если взять за основу утверждение, что всякий журналист является самоактуализирующимся, креативным человеком, то логично предположить что он стремиться работать на максимально хорошем уровне.

Говоря о понимании А.Малоу креативности, хочется отметить, что представитель журналистской профессии вполне соответствует основным характеристикам креативного человека. Журналист имеет свой собственный, авторский стиль выражения мыслей, свою собственную позицию по тому или ному вопросу. Эту позицию он проносит через все свои работы, его креативность позволяет ему выразиться вовне

 


22.01.2019; 09:55
хиты: 40
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь