Стилистические нормы регулируют отбор определенных слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего (пишущего) к тому, о чем говорится или пишется и для кого он говорит или пишет.
Немотивированное употребление в тексте слов иной стилевой окраски вызывает стилистические ошибки, т.к. при этом нарушается ровность стиля:
- Неуместное употребление терминов. Научные и технические термины – это слова ограниченного употребления, уместные в научном и официально-деловом стилях.
- Неуместное употребление слов из профессионального жаргона. Профессиональная лексика – это слова из устной речи людей определенной профессии.
- Неуместное употребление канцеляризмов, т.е. слов, являющихся показателями официально-делового стиля (они уместны только в официально-деловом стиле, при подчеркнуто официальных отношениях). Ошибка в художественном стиле: Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита (нужно: без красной розы…)
- Неуместное употребление разговорной лексики. Она уместна лишь в разговорном стиле и не должна употребляться в научном и официально-деловом стиле, например: На предприятии хромает учет материальных ценностей (ведется неудовлетворительно).
- Неоправданное употребление заимствованной лексики ограниченной сферы использования, понятной не всем, например: Среди собравшихся превалировали представители молодежи (преобладали).
- Нелогичное употребление оценочной лексики, т.е. слов, выражающих либо положительную, либо отрицательную оценку, их сочетание не должно быть противоречивым
- Смешение лексики разных эпох или анахронизм – нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой.
Функциональный стиль – это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль отбирает и организует языковые средства (слова, морфологические формы, синтаксические конструкции) в зависимости от условий и задач общения. Функциональный стиль обладает особой, поуровневой организацией языковых средств.
Традиционно в функциональной стилистике выделяется пять стилей: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и литературно-художественный.
Каждому стилю присущи свои особенности отбора и употребления языковых средств, определяемых задачами общения в соответствующей сфере деятельности. Характеризуя каждый функциональный стиль, необходимо помнить, что это такая подсистема языка, которая, во-первых, обусловлена экстралингвистическим, а именно условиями и задачами общения в определенной сфере деятельности и, во-вторых, отграничена от других подсистем лингвистически, а именно обладает определенной совокупностью стилистически значимых языковых средств.
Главным стилеобразующим фактором является сфера общественной деятельности (СОД). Именно в зависимости от того, какую СОД обслуживает язык, вырабатывается та совокупность приемов употребления, отбора и сочетания языковых средств, которая осознается носителями языка как функциональный стиль.
СОД – это такая область деятельности, которую можно соотнести с отдельной формой общественного сознания: наука, религия, искусство, политика, право…
Каждый стиль имеет сложную двухуровневую структуру организации:
1. Экстралингвистические (внеязыковые) особенности стиля, обусловленные сферой его употребления, окружающей обстановкой, в которой протекает коммуникация (т.е. конситуация) и др.
2. Интралингвистические (внутриязыковые) особенности, присущие данному стилю и выделяющие его в системе функциональных стилей русского литературного языка.
К экстралингвистическим особенностям стиля, т.е. тем, которые зависят от внешних условий (факторов) коммуникации, относятся:
– функция языка, доминирующая в данном стиле (функция общения, сообщения и воздействия);
– сфера общения (институциональная или межличностная);
– форма общественного сознания (логико-понятийное – для научного стиля, образное – для художественного, понятийно-образное – для публицистического, деонтическое – для официально-делового, прагматическое – для разговорного);
– тема (тематическая заданность общения);
– хронотоп (время и место протекания коммуникации);
– обобщенный тип адресанта (его выраженность или принципиальная невыраженность в общении);
– интенция (коммуникативное намерение) адресанта;
– обобщенный тип адресата (целевая аудитория или массовый адресат).
Эти экстралингвистические черты формируют границы каждого стиля и оказывают влияние на отбор языковых средств для осуществления успешной коммуникации, т.е. интралингвистическую основу стиля.
К интралингвистическим особенностям стиля относятся:
– типичная форма общения (устная/письменная);
– типичный вид речи (диалог/монолог);
– стилевые нормы/стандарты;
– устойчивые типы языкового оформления речи;
– субъективность/объективность речи;
– креативность/клишированность в использовании языковых средств.
Каждый функциональный стиль имеет подстили, под которыми понимается реализация стиля в зависимости от конкретных целей общения в функционально и тематически заданной сфере коммуникации.
Итак, стиль формируется из текстов определенных жанров (текст → жанр → подстиль → стиль) и реализует с помощью специфических языковых средств разных уровней основные коммуникативные задачи автора в социально значимой сфере общения. Таким образом, владение литературным языком предполагает владение текстовыми нормами (умение правильно написать текст в соответствии с канонами жанра и с канонами стиля), а также владение языковыми нормами всех уровней, которые необходимы, чтобы наиболее точно выразить свою мысль.