пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

32. Изображение душевной силы людей из народа в рассказах Короленко

 

Мысль о стихийной народной силе, которая ждет только толчка, чтобы пробудиться, объединяет «Сон Макара» и рассказ «Река играет» (1892). В первом случае сюжет строился на фантастической основе; в новом рассказе обстановка приближает читателя к более будничной, повседневной действительности. Перевозчик Тюлин воспринимает бурю как призыв к действию. Недавно пассивный и равнодушный, он оказывается способным на подвиг. Как отметил М. Горький, Тюлин ничего общего не имеет с благостными, добродушными мужичками, идеализированный образ которых часто встречался в народнической беллетристике. Герой рассказа Короленко поначалу ничем не отличается от окружающих его мужиков - ни по внешнему виду, ни по поведению. Но в минуту опасности он преображается, просыпается дремлющая в нем сила, его взгляд становится «разумнее и тверже», исчезают лень, покорность судьбе и постоянная апатия. Впрочем, когда проходит краткий период подъема и напряжения всех его сил, он снова «вяло тычет шестом, с расстановкой и прежним уныло-апатичным видом». 

Как и другие произведения (например, «Соколинец»), рассказ «Река играет» заканчивается лирическими размышлениями автора, опережающими его восприятие преображения, свершившегося с Тюлиным. Пусть Тюлин снова «стихийный, безобразный, распущенный», но автору все же «так легко, так свободно на этой тихой реке». М. Горький писал: «…это любимый мой рассказ; я думаю, что он очень помог мне в понимании «русской души». Повесть «Без языка» (1895) возникла у Короленко в результате его поездки на Чикагскую всемирную выставку в 893 г. Новые впечатления, встречи, увиденные в Америке нищета и бесправие простых людей, мучения украинских эмигрантов, которые попали за океан в поисках счастья, были положены в основу повести. Матвей Лозинский оказывается в Америке лишним и никому не нужным не только потому, что он не знал языка, но и потому, что душевные качества его, честность, трудолюбие, доверие к людям оказываются никому не нужными. Вместе с тем в новых условиях у стихийного правдоискателя Матвея Лозинского пропадает патриархальная забитость, появляется человеческое достоинство, возникает протест против бездушия капиталистического мира и чувство солидарности с людьми труда.

В произведениях Короленко о Сибири образы «отверженных», конечно, романтизированы,но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести «Прохор и студенты» На материале сибирских впечатлений создан и рассказ «Сон Макара», написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, — того самого Макара, на голову которого «все шишки валятся». До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба «истощилось терпение», в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем «забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью». И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: «Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, — забыл все, кроме своего великого гнева».

Короленко сформировался как личность под воздействием шестидесятников. Под влиянием тургеневского Базарова он стал атеистом. Короленко был лавристом – стоял за необходимость длительной и основательной работы с народом.

Проблема народа — центральной в гражданских и литературных поисках писателя. Первый удачный литературный опыт был связан с темой провожатого-жандарма – рассказ «Чудная». Здесь представлена полная разобщенность интеллигенции с народом. Во «Сне Макара» проявилась характерная для литературы этой поры романтическая тенденция – желание писать о должном и еще не осуществимом. Писатель стремится показать своих героев изнутри, передать их собственный взгляд на жизнь. Важным структурным компонентом рассказа является исповедь. Романтические устремления Короленко очевидны. Он был противником реализма, способного лишь устанавливать причины и следствия, не принимал модного натурализма. Старый романтизм с культом героической сильной личности — явление устаревшее. Он писал: «Открыть значение личности на почве значения массы – вот задача нового искусства, которое придет на смену реализма».

 

 

33. Этапы творческого пути А.П. Чехова.

После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ — сценка, этюд, набросок, — основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887). Художественные открытия Чехова новый этап в творческой биографии Чехова — “вхождение в литературу” — связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина “Новое время” (с 1886) , где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника “В сумерках” (1887) , выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение) . В том же 1887 пьесой “Иванов” (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства. В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для “изучения быта каторжников и ссыльных” . Творческим итогом путешествия становится книга “Остров Сахалин” (1895) , написанная в жанре “путевых записок” ; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные. В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России — его произведения регулярно появляются в журналах “Северный вестник” и “Русская мысль” (с 1892) , газетах “Новое время” (до 1893) и “Русские ведомости” ; выходят отдельные издания и сборники (“Рассказы” , 1888; “Хмурые люди” , 1890; "Повести и рассказы” , 1894) , которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его “объективной” (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет “с холодной кровью” , в излишнем “фотографизме” и т.д. ; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него “общей идеи” (повесть “Скучная история” , 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть “Палата N 6” (1892) , за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, “шутки” , водевили (“Свадьба” , 1890) , комедию “Леший” (1890). В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам “художественной объективности” , Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта (“Моя жизнь” , 1896; “Мужики” , 1897; “В овраге” , 1900) . Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе “Дом с мезонином” (1896) , “маленькой трилогии” “Человек в футляре” , “Крыжовник” , “О любви” (1898) . В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают “тоску по идеалу” , переживают стремление к новой, лучшей жизни (“По делам службы”, 1898; “Архиерей” , 1902; “Невеста” , 1903).

34. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. Свои первые рассказы Антон Павлович Чехов начал писать еще в школе, где он выпускал собственный рукописный журнал «Зритель». Эти рассказы остались неизвестными. А 1880 году, когда Чехову было 20 лет, в настоящих журналах появляются его первые юмористические рассказы, которые быстро стали популярными. Успех вдохновляет Чехова, он начинает много печататься в многочисленных юмористических изданиях – «Будильнике», «Москве», «Мирском толке», «Свете и тенях», «Новостях дня», «Спутнике», «Русском сатирическом листке», «Развлечении», «Сверчке».В ранних рассказах Чехов рассматривает много веселых и анекдотичных ситуаций. Это, наверное, потому, что веселость была в натуре самого автора. Читая некоторые произведения раннего Чехова, мы добродушно смеёмся над персонажами, которых одолевает жадность или тщеславие. Они могли бы жить в любую эпоху – с лёгкостью мы узнаем в них и себя. Например, рассказ «Хирургия». В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпятся проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят.Так и в настоящей жизни многие люди не умеют лечить, а лечат, не умеют водить машину, а водят, не умеют руководить, а руководят.Или рассказ «Тонкий и толстый», в котором один из героев, узнав о том, что его друг стал большим начальником, сразу же превращается из друга детства в подхалима, лакействующего человека. В первые годы своей творческой деятельности Чехов старается печатать как можно больше юмористических рассказов. Ведь печатание в юмористических журналах долгое время было средством заработка. Ну а читателям было интересно увидеть уродливые стороны российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.

В 1880 году, когда Чехову было 20 лет, появляются его первые юмористические рассказы, которые быстро стали популярными. Успех вдохновляет Чехова, он начинает много печататься в многочисленных юмористических изданиях - "Будильнике", "Москве", "Мирском толке", "Свете и тенях", "Новостях дня", "Спутнике", "Русском сатирическом листке", "Развлечении", "Сверчке". В ранних рассказах Чехов рассматривает много веселых и анекдотичных ситуаций. Это, наверное, потому, что веселость была в натуре самого автора. Читая некоторые произведения раннего Чехова, мы добродушно смеёмся над персонажами, которых одолевает жадность или тщеславие. Они могли бы жить в любую эпоху - с лёгкостью мы узнаем в них и себя. Например, рассказ «Хирургия». В этом рассказе Чехов хотел рассказать, что слова и дела часто расходятся. Фельдшер должен уметь лечить, но он не умеет лечить. А дьячок должен уметь терпеть боль и обиду, как учит вера и профессия, но вместо слов веры в адрес фельдшера сыпятся проклятья. Оба не умеют делать то, о чем они говорят. Или рассказ «Тонкий и толстый», в котором один из героев, узнав о том, что его друг стал большим начальником, сразу же превращается из друга детства в подхалима, лакействующего человека. В первые годы своей творческой деятельности Чехов старается печатать как можно больше юмористических рассказов. Ведь печатание в юмористических журналах долгое время было средством заработка. Ну а читателям было интересно увидеть уродливые стороны российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. В своих ранних рассказах Чехов изображает общий уклад жизни, которая уже тогда выступает у него как нечто нелепое, дикое и потому смешное. В этих, пока небольших по объему, произведениях преобладает внешний комизм – комизм ситуаций. Это сближает раннюю прозу Чехова с анекдотами. Таковы, например, «Хирургия», «Налим», «Репетитор», «Лошадиная фамилия» – короткие веселые рассказы, вызывающие у читателя скорее добрый безобидный смех, нежели возмущение несправедливостями этой жизни. Но, несмотря на отсутствие резкого социального обличения, уже здесь можно отметить некоторые характерные черты, сближающие Чехова с М.Е. Салтыковым-Щедриным: гротесковые ситуации, гиперболизация персонажей, использование приема градации. Например, можно проследить градационное нарастание напряженности ситуаций в названных рассказах, что проявляется в многократном повторении героями одних и тех же действий с усилением результата. Так, приказчик многократно и безуспешно пытается вспомнить фамилию зубного врача, каждый раз изобретая все более искаженные варианты, пока, наконец, не оказывается, что настоящая фамилия – Овсов – только относительно может считаться «лошадиной» («Лошадиная фамилия»). Дьячок Вонмигласов от похвал «радетеля»-врача» переходит к проклятиям в его адрес – «ирод», «паршивый черт» («Хирургия»). Однако уже на раннем этапе своего творчества Чехов затрагивает социальные и нравственные проблемы, которые получают развитие в последующих произведениях писателя. Здесь можно назвать такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Мировое устройство в этих рассказах изображается как отношения соподчинения, иерархии: жизнь каждого человека жестко регламентирована его положением в табели о рангах. Нарушение этой системы порождает комизм положения героев: «Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники». Примечательно, что уже у раннего Чехова этот комизм переходит в трагизм. Это происходит в тот момент, когда персонажи осознают весь дискомфорт или даже ужас своего положения, собственные униженность и ничтожность перед вышестоящими. Например, страх - Червяков начинает бояться, когда узнает в случайно обрызганном им человеке статского генерала Бризжалова («Смерть чиновника»). Тонкий резко меняет манеру общения с Толстым после информации о том, что его друг детства стал тайным советником, и теперь тот для него не просто Миша и даже вообще не Миша, а не иначе как «ваше превосходительство» («Толстый и тонкий»). Обращаясь к проблеме «маленького человека», обозначенной в русской литературе еще А.С. Пушкиным в «Повестях Белкина» и развитую Н.В. Гоголем в «Петербургских повестях», Чехов демонстрирует иное, нежели его великие предшественники, отношение к этому литературному образу. В его рассказах содержится смех, а не сострадание. «Маленький человек», по мысли писателя, сам виноват в собственной никчемности, унижая себя подобострастным отношением к вышестоящим. Таковы и «тонкий» Порфирий, сгибающийся в три погибели перед растерянным и неприятно удивленным другом; и Червяков, сама «говорящая» фамилия которого отражает его жизненную позицию. 
 


22.06.2018; 07:22
хиты: 871
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь