пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

23. Проблематика и основные идеи романа Достоевского «Братья Карамазовы». Худ. Ф-я легенды о великом инквизиторе.

Роман "Братья Карамазовы" стал последним произведением Достоевского. Он начал работу над ним в 1878 г., задумав это произведение как вещь глобального масштаба, в которую он решил вложить самые дорогие для него мысли о судьбах молодого поколения, о прошлом, настоящем и будущем России. Роман представляет собой величайшее создание Достоевского-художника, его философско-религиозная проблематика исключительна как по глубине поставленных проблем, так и по силе и энергии художественного выражения. "Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьёзнее ем на это", писал Достоевский в одном из писем по поводу "Братьев Карамазовых". Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл. Действие романа происходит в маленьком захолустном городке с некрасивым названием Скотопригоньевск, в описании которого узнаваемы черты Старой Руссы. В семье Карамазовых разыгрываются жестокие страсти: между отцом Федором Павловичем Карамазовым и его старшим сыном Дмитрием возникает неприкрытая ненависть, соперничество на почве любовных отношений. К этому примешиваются денежные интересы, а все вместе создает ситуацию, чреватую непредсказуемыми и трагическими последствиями. Возникает тема отцеубийства. Этот сюжет, как и многое в творчестве Достоевского, исходит из воспоминаний каторги. Именно там Достоевский познакомился с "отцеубийцей из дворян" Дмитрием Ильинским. Как выяснилось впоследствии, Ильинский был осужден невинно, - он-то и стал прототипом Мити Карамазова. С этим героем связана проблема вины и ответственности человека, подверженного мучительным страстям, которыми он не в состоянии управлять. Но в отличие от своего отца, циника и "сладосстрастника", Митя носит в своем сердце тоску по высшим идеалам. Он наделен "широким" русским характером, в котором заложены и падения, и взлеты. Митя читает стихи Шиллера, произносит вдохновенные слова о красоте, а в минуту своей страшной и непоправимой катастрофы, арестованный по обвинению в убийстве, которого он не совершал, думает о страданиях других людей и мучительно вопрошает, почему "дите плачет". Иван являет собой противоположность Дмитрию. Если старший брат - человек сильных страстей, "горячее сердце", то Иван - глубокий и сильный ум, ученый, философ, сосредоточенный на непримиримых проблемах человеческого существования. Ему важнее всего "мысль разрешить". В

романе он автор философской поэмы "Великий инквизитор", которую рассказывает младшему брату Алеше. Эта поэма, не связанная с основным сюжетом романа, является однако важнейшей его частью, идейной кульминацией. Алеша - послушник, живет в монастыре. Личность Алеши, его отношение к миру и к людям определяет глубокая сердечная религиозность. Он любимый учение старца Зосимы. Кроткий и боголюбивый Алеша, по замыслу Достоевского, должен был стать главным героем романа, который мыслился как его "жизнеописание". Действие романа происходит в домах действующих лиц, в городских трактирах, на улицах и в небольшом монастыре, расположенном рядом с городом. Впервые в своем творчестве Достоевский показал мир русского монастыря, в котором он был большим знатоком и который "знал с детства", как сам признался в одном из писем к Аполлону Майкову. Несомненно, в романе отразились собственные впечатления Достоевского от посещения Оптиной пустыни леом 1878 г. А в образе мудрого сердцеведа старца Зосимы узнаваемы черты знаменитого старца Амвросия, с которым он беседовал во время своего посещения пустыни. Мир и монастырь в романе не отделены друг от друга глухой стеной. Герои "Братьев Карамазовых", верующие и атеисты, так или иначе стремятся к общению с Зосимой и даже сквозь циничное ерничес

кое словоблудие Федора Павловича ощущается интерес к мнению о нем мудрого старца. В старце Зосиме свободная, истинная вера, не ищущая внешних эффектов, любовь к Богу соединилась с любовью и состраданием к человеку. Путь Алеши по-настоящему должен был развернуться в следующих частях "Братьев Карамазовых". Умирая, старец Зосима благословил его выйти из стен монастыря, чтобы познать всю сложность жизни и человеческих взаимоотношений, чтобы вера его закалилась в испытаниях мирским страстями и горестями. Алеша должен был стать революционером, пройти через отрицание и атеизм, чтобы вернуться к истинной и глубокой вере, прошедшей "через горнило сомнений". Однако воплощению этой части замысла Достоевского помешала смерть писателя.

 

 

 

 

 

 


22.06.2018; 07:22
хиты: 91
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь