пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

9. Композиционные и жанровые особенности романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Формы психологического анализа.

Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он заключает в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман. История нескольких семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и миром», он хотел воплотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина» — это не только семейный роман, но и роман социальный, психологический, произведение, в котором история семейных отношений тесно соединяется с изображением сложных общественных процессов, а обрисовка судеб героев неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движение времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты эпопеи.                 Воплощение семейной мысли, социально-психологическое повествование, черты эпопеи — это не отдельные «слои» в романе, а те начала, которые предстают в своем органическом синтезе. И так же как социальное постоянно проникает в обрисовку личных, семейных отношений, так изображение индивидуальных стремлений героев, их психологии во многом обусловливает эпопейные черты романа. Сила созданных в нем характеров определена яркостью воплощения в них своего, личного и одновременно выразительностью раскрытия тех социальных связей и отношений, в которых они существуют.                                                                        Толстой называл «Анну Каренину» «романом широким, свободным». В основе этого определения — пушкинский термин «свободный роман». В «Анне Карениной» нет лирических, философских или публицистических отступлений. Между романом Пушкина и романом Толстого есть несомненная связь, которая проявляется в жанре, в сюжете и в композиции. Новаторство Толстого служило не разрушению жанра, а расширению его законов. В 1878 году профессор С. А. Рачинский написал письмо, в котором говорил, что в романе «Анна Каренина» нет единства, потому что «нет архитектуры». К этому Толстой добавил: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». «Анна Каренина» была «романом широкого дыхания», где все события «освещены своеобразным взглядом автора». И термин «роман широкого дыхания», утратив свою ироническую окраску, мог бы войти в литературный оборот, если бы Толстой не определил свой излюбленный жанр проще и яснее — «роман широкий, свободный». В свободном романе есть не только свобода, но и необходимость, не только широта, но и единство. Толстой особенно дорожил художественной цельностью своего романа, пластической связью идей и философской мыслью, положенной в его основу. Понятие «одноцентренности» было у Толстого важнейшим в его философии жизни, что и сказалось, в частности, на романе «Анна Каренина». Он так и построен, причем круг Левина более широк, чем круг Анны: история Левина начинается раньше, чем история Анны, и продолжается после ее гибели. И роман оканчивается не катастрофой на железной дороге (ч. VII), а моральными исканиями Левина и его попытками создать «положительную программу» обновления частной и общей жизни (ч. VIII). В нем есть неотвратимая логика исторического развития, которая как бы предопределяет развязку и разрешение конфликта, и соотношение всех частей, в которых нет ничего лишнего, — признак классической ясности и простоты в искусстве. «Есть разные степени знания, — рассуждал Толстой. — Полное знание есть то, которое освещает весь предмет со всех сторон. Уяснение сознания совершается концентрическими кругами». Композиция «Анны Карениной» может служить идеальной моделью этой формулы Толстого, которая предполагает наличие некоей однородной структуры характеров и закономерное развитие «любимой мечты». Концентричность, одноцентренность кругов событий в романе свидетельствует о художественном единстве эпического замысла Толстого.                                                                                           Особенность композиции романа в том, что в центре него – две истории, которые развиваются параллельно: история семейной жизни Анны Карениной, и судьба дворянина Левина, который живет в селе и стремиться усовершенствовать хозяйство. Это главные герои романа. Их пути пересекаются под конец произведения, но это не влияет на развитие событий романа. Существует внутренняя связь между образами Анны и Левина. Эпизоды, связанные с этими образами, объединены между собой контрастом, или по закону соответствия, так или иначе, дополняют друг друга. Эта связь помогает автору продемонстрировать ненатуральность, фальшивость человеческой жизни.                                                                                                    Формы психологического анализа.                                                                                    Для творчества Л.Н. Толстого характерен глубокий психологический реализм, выражающийся в разработанных им оригинальных формах психологического анализа характеров, воплощенных в его художественных произведениях.                                                    Творческие достижения Л.Н. Толстого в этом отношении исключительно велики. Он преобразовал и существенно переработал формы психологического анализа, применявшиеся его выдающимися литературными предшественниками. Вместе с тем Л.Н. Толстой разработал новые формы психологического анализа и, применив их в своей художественной практике, совершил подлинные психологические открытия в познании человека. Психологический анализ является одной из сильнейших сторон творчества Л Н. Толстого.

Его психологический реализм выражался и в оригинальных психологических воззрениях на характер человека, существенно отличавшихся от принятых в то время психологических взглядов в их научном и художественном выражении. Эти психологические воззрения Л.Н. Толстого были ясно им осознаны, сформулированы в теоретической форме и во всей полноте воплощены в его художественных произведениях.                                                                                     Основной формой психологического анализа в произведен Л.Н. Толстого являются внутренние монологи. Всего таких монологов обрисовано им свыше 500. Их изобразительные функции многообразны. Через посредство монологов писатель показал духовный облик многих своих героев, их идейные и нравственные искания, они являются формой самосознания персонажей и понимания ими других людей.                                                                                   Внутренние монологи являются также и формой психологическ анализа течения мысли и чувств персонажей, их размышлений, мечтаний и воспоминаний, они психологически подготовляют действия и ступки, характеризуют различные стадии принятия решения, раскрывают структуру волевых актов, рисуют борьбу мотивов, в них прослеживается сложный процесс зарождения и течения чувств и многие другие стороны характеров, их черты, психические состояния и характеры цельности.                                                                                                         Изображая эти процессы в их социальной и психологической конкретности, Л.Н. Толстой вместе с тем восходит к познанию основных законов и форм течения психических процессов в их внутреннем состоянии и структурных особенностях, в их включенности в идейно-психологический контекст его произведений. Внутренние монологи обрисованы им также в опосредствовании индивидуальными особенностями персонажей. Через их посредство писатель изобразил главным образом своих героев, которых отличает богатство духовной жизни и высокий уровень интеллекта, таких, например, Константин Левин («Анна Каренина»). Столь же закономерно и то, что в изображении персонажей, которым не свойственны эти качества, писатель очень редко применял данную форму психологического анализа (н-р: Стива Облонский). В ряде внутренних монологов (и во многих других художественных и публицистических формах) писатель разоблачал фальшивость и лживость господствующих классов, что многократно было предметом литературно-критических исследований.                                                                       Некоторым видам монологов характерна внешняя обращенность мысли к воображаемому собеседнику, это мысленное общение, воздействие, сопереживание и дискуссия с предполагаемым лицом либо подготовка при посредстве внутренней речи предстоящего высказывания или же ответственной речи, внутренне о тайной настолько, что она почти уже не нуждается в перефрази при переходе к внешней речи.                                                                                                   Вполне отработанная речь характерна для Каренина. В этой речи ясно отобразилась «логическая машина» Каренина в его предстоящем объяснении с женой. «Я должен сказать и высказать следующее: во-первых, объяснение значения общественного мнения и приличия; во-вторых, религиозное объяснение значения брака; в-третьих, если нужно, указание на могущее произойти несчастье для сына; в-четвертых, указание на ее собственное несчастье».                    Монолог открывает наибольшие художественно-психологические возможности познания внутреннего мира. При этом авторская речь может предшествовать монологу в его непосредственности, вклиниваться в него или завершать его в форме обобщающего комментария. Таковы, например, внутренние монологи Вронского и Кознышева. Монолог-размышление Левина, в котором он рассуждает о дальнейшем пути своей жизни, сочетается с авторским обобщающим комментарием его размышлений, разделившихся «на три отдельные хода мысли». Монолог-размышление Каренина, в котором он детально обсуждает создавшуюся семейную ситуацию вплоть до воспоминания об исторических примерах неверности жен, «начиная с освеженного в памяти всех Прекрасною Еленою Менелая», неоднократно прерывается авторскими пояснениями и завершается изобличением показной морали Каренина.                                                    Осложнена структура монолога Анны, отображающая предельную напряженность и чувство безысходности ее состояния, монолог имеет сложный психологический состав, в него включены внешние впечатления, воспоминания, упреки себе, размышления. «Теперь упрекала себя за то унижение, до которого она спустилась. Я умоляла его простить меня. Я покорилась ему. Признала себя виноватою. Зачем? Разве я не могу жить без него?» И, не отвечая на вопрос, как она будет жить без него, она стала читать вывески. «Контора и склад. Зубной врач. Да, я скажу Долли все. Она не любит Вронского. Будет стыдить больно, но я все скажу ей. Она любит меня, и я последую ее совету. Я не покорюсь ему; я не позволю ему воспитывать себя».

Художественный гений Л.Н. Толстого как писателя-психолога ярко проявился и в других формах психологического анализа. Важнейшее значение в этом плане имеют толстовские методы психологического анализа в изображении портретов-характеров персонажей. Портретирование представлено в произведениях писателя в четырех главных формах; в однократных синтетических портретах; в многократных портретах одного и того же персонажа, представляющих его личность в развитии; в изображении устойчивых портретных черт; в ситуативных портретных чертах. Во всех формах портретирования писатель проявил не только замечательное мастерство в изображении внешнего портрета, но и, как художник-физиономист, он шел от внешнего облика персонажей к их внутреннему содержанию, к выявлению характеров в их индивидуализации и социально-психологической типизации образов.                                                                                     В романе «Анна Каренина» автор показывает, как двойственность главной героини Анны и некое предопределение реализуется в ее портрете, в ее снах, в состояние бреда, в окружающей ее действительности.                                                                                                                                Рассмотрим портретную характеристику Анны. «Она была прелестна в своем… черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». В последней фразе мы чувствуем нечто отталкивающее и настораживающее нас.                                                                                                                      На балу Анна предстает перед нами глазами Кити, которая восхищалась ею и которая почувствовала опасность для себя, исходившую от нее. «Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней». Повторяющийся эпитет «прелестная» и контрастирующие с ним определения «ужасное», «жестокое», «чуждое», «бесовское» говорят не только о внешности, но и о внутреннем мире Анны, которым она притягивала к себе и которого, возможно, еще не знала в себе. Эта противоречивая портретная характеристика является предвестием будущего несчастья.                   Особую роль в портретах героев играют глаза. Первый раз Анну мы видим глазами Вронского, который приехал на вокзал встретить свою мать. Главные герои встречаются в вагоне поезда. «Вронский…пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее (на Анну)…Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его (на Вронском) лице,… в этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность… Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке». Глаза в портрете – это всегда кусочек духовного, внутреннего мира человека, это всегда та нравственная атмосфера, которую переживает герой в данный момент. Толстой подчеркивает блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, глаза, пронизанные светом. Из этой детали мы видим Анну живую, полную тепла, у нас создается впечатление молодой, энергичной, женщины. В этом описании можно разглядеть зачаток будущих отношений Анны и Вронского, ее внутреннюю силу, ее жажду жизни.                                     Наравне с глазами важную роль играет мимическое движение губ: «..губы ее дрожат и она с трудом удерживает слезы», оно соответствует психологическому состоянию героини. Это детальное описание внешности помогает увидеть нам ее внутреннее напряжение.                            Следует отметить, что Толстой на протяжении всего романа подчеркивает внутренний огонь, который одухотворяет красоту Анны, делает ее привлекательной: «Огонек замигал в ее глазах»; «В глазах ее вспыхивал радостный блеск»; «неудержимый дрожащий блеск глаз и улыбки обжег его».                                                                                                                                            Толстой заканчивает линию Анны символическим образом свечи: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».


22.06.2018; 07:22
хиты: 102
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь