Психику человека рассматривали как нечто существующие независимо от материи. В то время люди не имели знаний о строении тела, поэтому считали, что душа является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше. Душа дается при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.
Душа имеет вид тонкого тела, которое живет во всех органах человека. Позже, душа стала восприниматься как двойник тела, как бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора.
Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что психика – вторичное, производное от материи явление. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела.
Проблемы душевного развития можно видеть в различных религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Но этический аспект души впервые был раскрыт Платоном (427–347 гг. до н. э.). Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.