Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, что нашло отражение в его трудах - «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Монадология» (1714).
Лейбниц представлял сознание в виде интеграла. Он выделил так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия. Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти.
Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания и идеи, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными.
Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. monos - единое). В отличие от материальных атомов монада Лейбница представляет собой идеальную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической активностью. Основными свойствами монады являются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что перцепцию следует отличать от сознания - апперцепции. Лейбниц отвергал мнение, согласно которому психическое есть сознательное. Тем самым психическое явление и его представленность на уровне сознания были разделены.
Человеческая душа-монада обладает способностью к апперцепции, т.е. обладает сознанием и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад. Души людей отличаются друг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым. Субъективность познания есть результат активного усвоения материала.
Лейбниц доказывал, что в психике есть не только область сознания, но и область бессознательного. Его идеи легли в основу последующих работ Гартли, Гербарта и, наконец, Фрейда.
Принцип активности, использованный Лейбницем для объяснения процессов познания, позволил по-новому представить себе соотношение между субъективностью и истинностью, адекватностью предмету в наших представлениях о внешнем мире. Его взгляды впервые показали порочность прежних идей о познании как независимом от эмоций и мотивов человека процессе, продемонстрировав единство всех сфер психического.