Философия Древней Индии по времени своего появления является самой древней. Еще в 15 веке до новой эры появились первые сочинения древних индийцев имеющих философское и религиозное содержание. Всего было написано около 25 книг вот такого философского и религиозного содержания. Весь этот комплекс книг получил название – «Веды». Веды делятся на четыре вида, или четыре отрасли внутри себя. Первая часть называлась Самхиты В санхитах отражены гимны, заклинания, призывы древних индийцев обращенные к небу, ко вселенной и тд, вторая часть называлась Брахманы (выражаются религиозные установки или обряды которые должны иметь верующие люди), третья часть называлась Араньяки (книга или комплекс книг в которых выражается размышления человека об основных принципах его жизни), четвертая Упанишады. Самое главное содержание лет изложено в Упанишадах. Слово «упанишады» означает сидеть возле ног и слушать его речь, учится у него чему то. В этих Упанишатах, их примерно 35 не больших рассказов в них отражено философское сознание древнего индийца.
Индуизм: Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Миром управляет мировая душа-Брахма, вместе с ней существуют индивидуальные души людей-Атман. Брахма и Атман находятся в вечной борьбе.В VI-V веках до н.э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии. Буддизм: Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни. Философскую основу буддизма составляет учение о 4-ех благородных истинах:
1) В жизни всегда присутствует страдание;
2) Страдание порождаются желаниями и привязанностями людей;
3) Единственный способ положить конец страданиям- избавиться от желаний и привязанностей;
4) Избавление от желаний и привязанностей следование восьмеричным путем.
Восьмеричный путь: 1)Правильная жизненная позиция; 2)Правильное стремление; 3)Правильная речь; 4)Правильное действие; 5)Правильные средства к существованию; 6)Правильное усилие; 7)Правильное распределение внимания; 8)Правильная концентрация. Джайнизм — одно из древнейших религиозно-философских учений Индии, основателем к-гоявился Махавира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всё живое, каждая вещь обладают душой. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме). Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро. Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем. Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.