Онтология как область философского знания.Онтология,метафизика и философия естествознания. - раздел Философия, Сущьность философии, ее предмет и метод 1 Метафизика И Онтология. Место Онтологии В Структуре Философского Знания
В случае если началом познания является фиксация некоего бытия (природы, отдельных .предметов, событий и т.п.), то следующий шаг на этом пути связан с углублением в бытие, с обнаружением ᴇᴦο основы или самостоятельности. В истории философии наблюдается использование данного термина у разных философов либо в первом, либо во втором ᴇᴦο значении. Атомы Демокрита͵ четыре стихии Эмпедокла и т.п. - все это представляло линию в понимании субстанции как основы вещей, как неких "кирпичиков", из которых складывается основание предметов (здесь - "субстанция" от "substantia" как "сущности"). У других фило-
софов, к примеру Б. Спинозы, трактовка субстанции опиралась на перевод с латинского "substantivus" - "самостоятельный". В случае если субстанция как основа вела (как у французских материалистов XVIII столетия) к раздвоению бытия на два уровня - субстанциальный и феноменологический, лишенный такой "материи", что, между прочим, отразилось (в своеобразном дуализме) и на марксизме, то субстанция как материя, вернее, материя как субстанция, как единственно существующая дошла до нашего времени в ленинской концепции материи и стала преобладающей трактовкой в трудах современных российских философов.
Что же такое субстанция как substantivus? "Под субстанцией, - писал Б. Спиноза, - я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, ᴛ.ᴇ. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться"1. Такая трактовка означала недопустимость представления о Боге, или Идее, Мифе как объяснительном принципе по отношению к природе, субстанции˸ материя (сам Б. Спиноза был пантеистом) есть единственная субстанция, и кроме нее нет ничего в мире. Б. Спиноза конкретизировал понятие субстанции, считая, что субстанция есть система, или комплекс, атрибутов. "Под атрибутом я разумею, - писал он далее, - то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность". С атрибутом тесно связан модус (к примеру, атрибут - свойство отражать, а модус - сознание, одна из форм отражения). "Под модусом, - продолжает Б. Спиноза, - я разумею то, что существует в другом и представляется через это другое"2. Субстанция не причина атрибутов и модусов, даже не их основа. Она существует в них и через них, является их целостным единством. Важно - и это мы подчеркиваем и сейчас, -что субстанция самодостаточна, что она есть причина самой себя. "Под причинои̌ самого себя (causa sui), - подчеркивал Б. Спиноза, - я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа должна быть представляема не иначе, как существующею"3. Из этого положения современные философы-экзистенциалисты выводят сущность и существование человека. Философы же научно-материалистического направления, ориентируясь на ᴇᴦο утверждение, что субстанция есть causa sui, обосновывают материальное единство мира и тесную связь мышления и материи.