Следует различать два тесно связанных понятия – язык и речь.
Язык – готовый продукт.
Речь – язык в действии, в работе (как говорить, на каком языке говорить).
Три компонента языка:
1. Собственно язык:
- язык – это готовый социальный продукт;
- язык – грамматическая система;
- язык – словарь;
- язык не зависит от индивида, который на нем говорит;
- язык – это абстракция;
- язык статичен.
2. Речь:
- речь индивидуальна;
- речь связана с физическими параметрами;
- речь состоит из актов «говорения» и «слышания»;
- речь динамична.
3. Речевая деятельность – это система выразительных возможностей данного народа, весьма разнообразная и соприкасающаяся с физикой, физиологией и психологией.
Противоречивые свойства языка Гумбольдт пытался сформулировать в виде антиномий (впервые ввел понятие) – два положения противоположны, но доказуемы.
Гумбольдт различает язык и речь. Рассматривая живые языки, он приходит к выводу, что все люди говорят как бы одним языком и в тоже время у каждого человека свой язык, и выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивидуума. Язык есть определенная система, совокупность определенных фактов, которые реализуются в виде отдельных актов речевой деятельности. Язык – это внутреннее взаимосвязанный организм, каждый из мельчайших элементов которого тем или иным и не всегда ясным образом определяется языком. В языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого. Для речи язык устанавливает только регулирующие схемы, предоставляя индивидуальное оформление их произволу говорящего. Система языка всегда реализуется в речи в виде отдельных актов речевой деятельности.
Важная антиномия концепции Соссюра – язык и речь. Проблема их соотношения впервые была поставлена Гумбольдтом, затем ее рассматривали Потебня и Бодуэн де Куртенэ. Решая эту проблему Соссюр исходит из общего понятия речевой деятельности, составными частями которой являются язык и речь. Речевая деятельность весьма многообразна, она относится и к индивидуальной, и к социальной сферам, соприкасается с такими областями, как физика, физиология, психология, имеет внешнюю (звуковую) и внутреннюю (психическую) стороны. Речевая деятельность – это свойство, присущее человеку. Язык и речь это только части более общего феномена, каким является речевая деятельность. Язык и речь «тесно между собою связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык: исторически факт речи всегда предшествует языку». Вместе с тем язык и речь отличаются между собой рядом признаков.
Первое различие между ними заключается в том, что язык социален, а речь индивидуальна. Язык есть социальный элемент речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду, тот не может ни создавать язык, ни его изменять. Язык как социальный продукт усваивается каждым индивидом уже в готовом виде. Признавая социальный характер языка, Соссюр подчеркивает и его психологическую природу: язык – это совокупность ассоциаций, имеющих местонахождение в мозгу и скрепленных коллективным согласием. В отличие от языка речь всегда индивидуальна, она есть «индивидуальный акт воли и понимания». В речи нет ничего коллективного, проявления ее – индивидуальны и мгновенны. Во-вторых, язык противостоит речи как возможность ее реализации. Язык потенциально существует в мозгу индивида в виде грамматической системы и словаря; реализация этих потенциальных возможностей происходит в речи, в использовании средств языка в целях коммуникации. В-третьих, в отличие от неустойчивости и однократности речи, язык является устойчивым и долговечным. И, наконец, язык отличает от речи, как «существенное от побочного и более или менее случайного». Существенными являются нормативные факты языка, закрепленные языковой практикой, побочны и случайны – колебания и индивидуальные отклонения в речи. В силу перечисленных факторов Соссюр выдвигает требование отдельного изучения каждой из сторон речевой деятельности, предлагая различать лингвистику языка и лингвистику речи, имеющую второстепенное значение.