пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

3. Основные лингвистические традиции.

ИНДИЯ

Оригинальная филология индийцев выросла из необходимости объяснять ставшие непонятными места в религиозно-философских священных сборниках – Ведах.

Время происхождения вед около 1500 лет до нашей эры. С течением времени живые разговорные языки Индии – пракриты – разошлись с языком Вед и многое в них стало непонятным. Стремясь сохранить точность произношения, значений слов в ведах, древние индийцы разработали науку о языке. Появлялись произведения, специально посвященные вопросам языка, – веданги, посвящённые фонетике, грамматике, лексикологии и этимологии.

Самым знаменитым языковедом др. Индии был Панини. Используя достижения своих предшественников, Панини написал самую знаменитую грамматику классического санскрита. Его грамматика состоит почти из 4 тысяч кратких правил, состоящих из нескольких ритмических слогов, сутр.

Панини понимал язык как систему, ввел понятие нулевой морфемы, различал части речи, основу слова, окончание, ударение, интонацию. Обращал внимание на диалектальные различия в Индии.

Достижения индийских языковедов. В фонетике различали согласные и гласные, смычные и фрикативные звуки, указывали на долготу, краткость звуков, на их слияние – сандхи, обращали внимание на место образования звуков и на активный орган (артикулятор), на чередование звуков. Они различали 4 части речи: имя (наман), глагол, предлог и частицы. Индийцы обратились и к анализу слова: членили на корень, суффиксы и окончание. В именах различали 7 падежей.

Занимались индийцы и составлением словарей. В 5-6 веках н.э. Амара издал словарь санскритского языка (амаракоша).

Лингвистические достижения индийцев оказали огромное влияние на китайскую, позже (с 11 века) арабскую науку, через Персию повлияли на греческое языкознание. Величайшим даром Индии признают санскрит, знакомство с которым послужило главным стимулом к возникновению сравнительно-исторического языкознания.

ГРЕЦИЯ

Колыбелью европейского языкознания считается Древняя Греция. В этой стране философов и поэтов язык вначале изучался философами. Философский период греческого языкознания продолжался 2 века вплоть до Александрийского периода, когда сложилась лингвистика как наука о языке.

В античном мире было 2 враждующих лагеря, которых разделил «спор о природном или условном характере слов», то есть спор о том, почему «солнце» названо так, а не иначе.

Гераклит (540-480 до н.э.) считал, что каждое имя неразрывно связано с той вещью, названием которого оно служит. Имя отражает природу обозначаемой вещи подобно тени. Эта теория стала основой фюсей, природного происхождения названий вещей.

Демокрит (460-370 до н.э.) учил, что вещи обозначаются словами не сообразно природе самих вещей, а согласно обычаю, по установлению людей. Ибо в противном случае не могло быть так, что: 1) многие слова имеют по несколько значений, 2) многие понятия имеют по нескольку названий, 3) с течением времени вместо одного слова начинает употребляться другое, 4) многие понятия остаются без словесного обозначения. Такую картину, по мнению Демокрита, мог создать только человек.

После этого спора о соответствии и несоответствии слов вещам в Греции разгорелся более научный спор: аналогистов или аномалистов.

Аналогисты (Аристарх из Самофракии), 2 в. до н.э., утверждали, что в языке есть строгая законосообразность, сходные категории понятий и в грамматико-формальном отношении обозначаются сходным образом. В греческом и латинском языке, например, 3 рода: м., ж. и ср. Ведь в природе предметы могут быть мужского, женского пола или не принадлежать ни к какому.

Аномалисты (Кратес из Маллоса), 170 лет до н.э., утверждали обратное: в языке мы то и дело встречаемся с разного рода отклонениями от закономерности, все аномально. Три грамматических рода не отражают действительность: ведь дерево – ср., береза – ж., дуб – м. рода, хотя выражают эти слова один и тот же предмет.

Спор между ними имел большое значение в выработке классификации грамматических явлений. Особенно полезными оказались взгляды аналогистов, выступающих за строгую систему в языке. Но рядом с регулярными явлениями в языке всегда встречаются и отклонения.

Анаксимен (560-502 до н.э.) заложил основы стилистики.

Софист Продик (5 в. до н.э.) разработал синонимику, учил в близких по значению словах различать смысловые оттенки.

Протагор (480-410) различал роды имен, времена глаголов и виды предложений.

Платон (427-347) в разумной речи различал 2 класса слов: имена и глаголы, понимал он их синтаксически (имя – подлежащее, глагол – сказуемое). Платона считают также основоположником этимологии.

Аристотель (384-322) рассматривал грамматику в тесной связи с логикой. Признавал имена подлежащие и глаголы-сказуемые, прибавил вспомогательное слово (союзы), заметил различие падежей и чисел. Именем считал только именительный падеж (значение субъекта), из глаголов выделял только форму 1 лица, а все остальные формы – называл отклонениями. В именах различал мужские, женские и средние имена. Предложение рассматривал как единицу речи с самостоятельным значением. В фонетике различал гласные и согласные звуки, слоги.

Стоики Хрисипп (280-206), Кратес (около 170 до н.э.) очень интенсивно занимались вопросами языка. Поддерживали идею «об изначальной истинности» слов, призывали слова учить вместе с теми вещами, что они обозначают (ввели понятие «этимон»), разработали этимологию (термин тоже принадлежит Хриссиппу).

В области грамматики:

1) ввели термин «часть речи»;

2) открыли наречие и артикль;

3) имена существительные подразделяли на собственные и нарицательные;

4) от крыли косвенные падежи, дали им названия;

5) в греческом языке различали 24 буквы, гласные и согласные;

6) у буквы различали 3 элемента: звучание, изображение и название, например, «аль фа»;

7) различали внешнюю, выражаемую в звуках, и внутреннюю речь (разговор с самим собой).

Языкознание Александрийской эпохи (хз надо или нет, как продолжение греческого). Греческое языкознание достигло расцвета в эллинистическую, Греко-восточную эпоху (334-31 годы до нашей эры). Наступил 2-й, грамматический период греческого языкознания. В поселениях греческих переселенцев в Александрии (Египте) и отчасти в Пергаме (Малой Азии) была развита наука, культура, в Александрийской библиотеке было около 500 тысяч книг.

Александрийская образованность охватывает целое тысячелетие, вплоть до разгрома Александрии арабами.

Аристарх Самофракийский (215-143 д.н.э.) со своими учениками дали проверенный полный текст Гомера. В связи с необходимостью филологических толкований произведений классических писателей Александрийская эпоха создала грамматику как науку. Аристарх окончательно установил 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, наречие, союз, предлог и артикль.

Дискол (1 половина 2 века н.э.) написал синтаксис греческого языка, этот труд сохранился до наших дней. Известный филолог Зенодат различал артикль, местоимение и открыл двойственное число.

Аристофан Византийский (257-180 до н.э.) изобрел надстрочные знаки ударения, придыхания.

АРАБСКАЯ

В 7-8 веках нашей образовалась мировая держава – Халифат, многонациональное государство с разноязычной культурой. Арабский язык стал своеобразной латынью мусульманского мира. В Халифате скрещивались влияния высоких куль тур Индии и Греции. Развитие языкознания было стимулировано большими расхождениями между языком священного Корана и современными живыми языками. Необходимо было сделать понятной священную для мусульман книгу (Коран), уберечь классический арабский язык от влияния диалектов.

Первыми центрами арабской лингвистики в 7-8 веках Басра и Куфа. В Басре шли споры между представителями двух грамматических школ. Басрийская школа: аналогисты, следующие нормам классического языка Корана, и Куфийская: аналитики с более свободным подходом к нормам, допускающим целый ряд отклонений от норм классического языка, например, в синтаксисе. Эклектическое направление: смешанное, имеющие черты обоих направлений.

Одним из основателей арабского языкознания Халил аль-Фарахиди (7 в.), составивший первый арабский словарь «Книгу Айна». Его ученик Сибавейхи (Басра) в своей работе «Аль-Китаб» дал научное исследование в области структуры литературного арабского языка. Лексиколог басрской школы Ибн-Дурейд создал этимологический словарь «Аль-Джамхара».

Арабы строго различали звук и букву, так, Сибавейхи различает 16 мест образования звуков и дает точное описание их артикуляции;

Ученый-энциклопедист Востока Али Ибн-Сина составил лингвистический труд под названием «Причины звуков речи».

Арабы различали три части речи: имена, глаголы и служебные слова. Выделили трехсогласный корень, характерный для семитских языков. Строго разграничивая звук и букву, арабы различали момент звучания и момент мыслимости звукаю.

Основные проблемы, которые решались в арабском языкознании: происхождение языка (божественное или по договору, соглашению).

Божественное – арабский (первый язык человечества) язык – это плод божественного откровения, сначала его основы и слова были переданы Адаму, потом всем пророкам, и только Мухаммаду было сообщено все богатство языка.

По договору. Язык – продукт творчества мудрецов, которые, стремясь обозначить те или иные явления, договаривались между собой о введении новых слов, те потом становились достоянием всего народа. В первое время язык состоял только из сигналов с одним согласным в сопровождении голоса, затем стали создавать сочетания из двух и трех согласных с гласными аффиксами, что и привело к созданию языка.

Махмуд Кашгарский (родился около 1029-1039 гг.). «Диван логатъ-эт-торек»(словарь тюркских языков) – это единственный в своем роде труд, в котором представлены:

1) лексика с указа нием ее племенной принадлежности;

2) сведения о расселении тюркских племен;

3) сведения по тюркской исторической фонети ке и грамматике;

4) классификация тюркских языков;

5) сведения по истории, географии, этнографии, поэзии, фольклору;

 


19.01.2020; 18:25
хиты: 118
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь