История создания повести. В основу произв-я легли воспоминания ученика Шишкина Г.И. Гуркина, который был признателен своему учителю за развитие таланта, за прозорливость и чуткость Шишкина, который увидел в юноше своеобразную творческую манеру изображения малой родины. Кудинов же интересовался выдающимися историческими личностями и представил в повести свое восприятие личности Шишкина, хотя им и были изучены архивные материалы.
Своеобразие повести.
1. Своеобразие жанра – повесть, переходящая в роман (дается панорама жизни творческой личности от рождения и до смерти).
2.Романтизация личности Шишкина и красоты г. Елабуга. Изображение одаренного человека, совершающего бегство из мира реального в мир творческий, не сопричастного к суете реальной действительности. Гипербола как основной прием описания личности.
3. Автор использует расширяющийся вид хронотопа, чтобы описать эпоху 2-й половины 19 в. (1840-1900е гг.)
4.Появляются исторические личности, к-е делают повествование реально достоверным (Стахеев, Замятин, Третьяков, Толстой, Крамской)
5. Главный герой повести – купец, одаренный, множащий материальное и дух-е богатство страны. Одарен-е купцы – Стахеев, Третьяков, Ушков.
6. Композиция преимущественно линейная, но есть элементы ретроспекции и проспекции, специфика к-х заключается в том, что сначала событие называется, далее предвосхищается, а затем описывается.
7. Пейзаж в произведении перестает быть фоном. Он начинает вып-ть характериологическую психологическую функцию, становясь чуть ли не главным героем. Пейзаж динамичный, детальный, раскрывается через свет, цвет и запах.
8. Частью хронотопно-композиционного построения являются конкретные исторические события (пожар в Елабуге, приезд в Ясную Поляну, выставка передвижников, прокладка первого водопровода дедушкой Ш.)
9. Спецификой повести яв-ся появление портретов-сравнений (сравнение Ш. с дубом).
Смысл заглавия. Центральным образом являются сосны. В экспозиции сосна является сюжетообразующей деталью. Любимым место Шишкина был сосновый бор. Запах сосен пронизывает весь сюжет. Главный образ его картин – сосны. Сосны – сюжетообразующая деталь. Сосны- это символ одинокой творческой личности. Они олицетворяют собой жизнь и как материал для гроба – смерть. Сосны на картинах лишены верхушек, поскольку цель творчества Ш. не слава, не признание, а самораскрытие, умение найти свою творческую нишу. Важным в картине являются кроны, покрытые зеленоватым мхом – символ вечной жизни. Так появляется не только главная тема картины, но и всего произведения:
1. Мастерство и дилетанство.
2. Смысла жизни.
3. Трудолюбия и личностного роста.