Любовь к Елабуге, ее истории - основа его творческих исканий. Поэтому С.Т Романовского с полным основанием можно назвать большим патриотом города.
Биография есть в документах, которые Ангелина скидывала в группу. Просто вопрос стоит как «образ Елабуги», но если вам хочется еще и сказать немного про биографию, она есть в группе. К слову, там есть еще больше инфы, если вдруг.
В своих повестях и рассказах Романовский обращается к родному городу, реке, людям, живущем на этой земле. Рассказы писа¬теля посвящены людям близким, знакомым каждому елабужанину, людям простым и доверчивым. Автор снова и снова заставляет пережить радость встречи с Танаевским бором, с нашими озерами, с детства знакомыми намдеревнями –Танайка, Мурзиха, Бехтерево и другие. Они о России, о земле, о любви и жизни, о сердце отзывчивом и добром. Из памяти детства и отроче¬ства пришли в его произведения природа и люди родной земли, старинные песни, веселые частушки, озерные прибаутки.
Романовский передал своим героям любовь к родной земле, лесам, полям, рекам, к глубоким оврагам и едва заметным впадинам. Дети в его книгах вместе со взрослыми охраняют, украшают и берегут свой Прикамский край.
Газетой «Республика Татарстан» Романовский был назван «последним певцом Елабуги». Елабуга всегда оставалась в его сердце, была его талисманом, который и оградит, и спасет. Многие страницы книг писателя о елабужанах, их жизни и быте, о великолепной природе Елабуге, её необъятных просторах. С.Т. Романовский любил природу и был ее страстным поклонником. Он передал своим героям любовь к родным полям, лесам, рекам.
Исколесив окрестности Елабуги, он знал все озера, заводи, протоки, реки, впадающие в Каму. Но главная его любовь – Кама, о которой часто упоминается во многих рассказах. Один из них так и называется – «Кама». Но его сердцу милы и дороги и маленькие речушки , такие как Танайка. В прочитанном мною рассказе «Речка Танайка», входящего в цикл рассказов «Алешкино лукошко», мальчик Алеша в финале произведения приходит к выводу о том, что без маленьких речек , как Танайка, не было бы Камы и Волги. А все потому , что «они малыми родниками кормятся…».
Алеше так нравилась окружающая природа: лес, подсолнуховое поле, небо, солнце, птицы, что практически каждому из них он давал свое индивидуальное название и имя .Например, солнце он называл «светилом»,подсолнухи - неслухами, коростыля звал по имени и отчеству –Василий Петрович , пня-медведя – Топтыгиным. Даже у колхозного борова было свое имя- «Ойрат» .
Автор употребляет целую цепочку устаревших слов : «кринка», «по супеси», «боров».
Станислав Романовский признается в своем рассказе «Ивовый овраг»: «Всю землю с одинаковой силой любить нельзя - не получится, не запомнить ее всю. Но милые моему сердцу поля, родники и овраги люблю я со жгучей силой».
В этом произведении автор рассказывает читателю о шишкинской картине «Рожь»,написанной в окрестностях Елабуги. Писатель, по рассказам старожилов, отыскал это место. Рожь там по-прежнему колосилась, «припадая к дороге», да вот сосен только не оказалось. Не то на корню засохли, не то люди их «свели на дрова». Однако,он всё не сдавался и без устали исхаживал елабужские дороги, чтобы встретить деревья художника с «веселой и лесной фамилией» Шишкин.
Начиная с первых строк рассказа «Ивовый овраг» автор вспоминаеть картину «Рожь», обращается к старожилам, которые помнят , что сосны стояли в этом поле; но самим Романовским сосен не было увидено. Большее удовольствие и восхищение вызывали у него овраги. Но особенно он любил овраг , в котором рос орешник.
Автор использует для выразительности большое количество эпитетов: «золотые ящерицы», «глубинные глаза» , «вкрадчивые шорохи», метафоры : «рожь припадала к дороге, звала», «затаился орешник», «стелется земляника»,сравнения «похожие на шелестение листопада», «как гусиной кожей», «словно озябли».
Очень интересно само заглавие рассказа: ивовый, потому что он сам своими руками сажал ивовые прутья в водороины с целью удержания земли и ее заслонения. Писатель выступает своеобразным лекарем любимого оврага.
Примечательно, что Романовский делится с читателем теми деалектами, которые присущи только елабужанам : «у излуки дороги» , «синели по окоему» , «втыкал в водороины» , «мое подарение».
В таких его повестях, как «Башня над Камой», «Пушка из красной меди», На Вятке – реке», «Синяя молния», и в многочисленных рассказах чувствуется неизбывная любовь к замечательным людям нашего края. Даже фамилии героев и персонажей наши – Елабужские, Поспеловские, Танаевские.
Писатель был большим ценителем природы, особенно нашей прикамской, любил охоту, рыбалку и просто прогулки в лес, на луга. Откроем его книги и найдём в них изумительные, верные поэтические описания наших рек – Камы, Вятки, Тоймы, Криуши, Танайки, Каринки, Анзирки, Умяка и даже небольших протоков, ручейков. Мы узнаем много интересного о более чем 50 озерах на елабужских и Танаевских лугах, побываем в большом и малом бору, побродим по Танаевскому и Мортовскому лесам, познакомимся с разными оврагами, притоками, холмами.
Книга рассказов «Двое в седле» о жизни лесного народа и его обитателей -десятилетнего Алеши, его матери и отца. А еще о доброте человеческой, отзывчивости и великодушии. Но в первую очередь о природе Прикамья.
Памятью о прошлом Родины, дорогой Елабуги, проникнута повесть «Башня над Камой». Эта современная о девочке Гале, дочери капитана катера, который работает на Каме. А над Камой стоит башня «Чертово городище», с которым связано много легенд и преданий. В сюжетную линию повести очень тесно вплетены рассказы об этих исторических местах, древние легенды и предания.
Есть у Романовского книги, в которых вновь и вновь вспыхивают камские зори, стоит на горе Чертово городище, овеянное легендами; венчающие старинный купеческий Город купола знаменитых церквей, а в деревенских окрестностях живут хлеборобы.
Главная в них тема - тема родины большой и малой. Так цикл «Елабужских рассказов», написанных писателем в последние годы жизни - это как дань родной елабужской земле - родительнице за дарованную жизнь, за талант и одновременно объяснение в любви ко всем живущим на этой земле.
Мы с вами на семинаре прошли 4 произведения: "Речка Танайка", "Ивовый овраг", "Я тоже была, прохожий", "Двадцать пять рублей старыми".
Про «Ивовый овраг» и «Речку Танайку» сказано в тексте.
«Я тоже была, прохожий». В этом произведении автор описывает 1941 год, когда в Елабугу привозят писателей и поэтов, в том числе Марину Цветаеву, с которой герой и знакомится. Вообще произведение, на мой взгляд, немного мрачное, потому что говорится про самоубийство и сам год сами знаете какой. Но здесь есть мотив воспоминаний, так как сам Романовский вспоминает эти события.
Когда писателю было 9 лет, население Елабуги внезапно увеличилось из-за того, что пароходом по Каме привезли эвакуированных. Время было голодное:грибами и ягодами не наешься, а хлеба выдавали всего по 300 г на душу. Как-то проходил Стасик с товарищем мимо столовой, не удержались ребята, забежали внутрь,да и прихватили из пустой тарелки обгрызенную корочку хлеба. Когда они вышли, их вдруг догнала «костистая немолодая женщина» в кофте с закатанными рукавами и косынке, посудомойка.«Возьмите», - попросила, подавая ребятам брусок ржаного хлеба». «Мне запомнились глаза этой женщины, − рассказывает Романовский, − сначала они показались веселыми, смеющимися, но скоро я понял, что глаза не смеются, что в них живут … усталость и внимание ко всему,что творится на белом свете». Этот «ломтик колючего хлеба» вместе с«обгрызышем» ребята жадно доели на ходу[ 1.с.165].Это была первая встреча с поэтом в роли судомойки.
Вторая встреча произошла через несколько дней они в Никольскойцеркви, в которую Стасика водила когда-то бабушка (отец с матерью, военнослужащий и учительница, жили постоянно в Ленинграде) стояла открытой, загаженная птичьим пометом, с выбитыми стеклами и простреленными фресками. Мальчишки теперь уже не за Причастием сюда приходили. Смелость хотелось испытать, лазая по крыше и колокольне. На этот раз, к большому удивлению ребят,под ее сводами им попалась женщина из столовой, подавшая им кусок хлеба. Она поинтересовалась у ребят о названии храма. Вместе они постояли под фреской в простенке между окнами, где был изображен Николай Угодник. Стасика уже давно привлекал отточенный до синевы,обоюдоострый меч, замерший в руках палача, изображенного на первом плане перед чудотворцем. Мальчик испытывал желание подержать в руках, ладонями ощутить холод дамасской стали. Но теперь он поспешил утешить эту смотрящую так грустно женщину. «Он спасет их», - сказал,указывая на Николая Угодника и обреченно ожидающих своей участи жертв. Женщина кивнула, что знает. Поинтересовалась, давно ли закрыта церковь и вздохнула,узнав, что еще до войны. Она шла вдоль стен как хозяйка храм, в глазах ее светились те же огоньки, которые Стасик приметил ещё тогда, у столовой. На эту дивную процессию глядели выщербленные от пуль росписи.
«В Елабуге много георгинов, -произнесла вдруг женщина, когда они вышли из храма. Действительно, эти пышные предвестники осени росли тут самосевом повсюду, даже среди лебеды. Прощаясь с ребятами, она сказала, что живет у фонтана, уточнив, «у фонтала», по-местному.
Прошло три дня. Стасик вдруг узнал,что случайная его знакомая из эвакуированных, та, что из дома напротив фонтана,повесилась и ее понесут хоронить. Когда он примчался к угловому домику«фонтанной площадки», гроб уже выносили. Мальчик пробрался сквозь толпу и заглянул в лицо покойной. «Лицо женщины словно бы округлилось, морщины разгладились», и когда ее «длинные острые ресницы колыхнулись от ветра», Стасику подумалось, что сейчас она откроет глаза и скажет: « В Елабуге много георгинов»[1,с.169]
Примечательно , что долгие годы он и не подозревал, кем была та, женщина, жившая «у фонтала». Впоследствии он назовет ее «колдовской цевницей века, чья смерть не была расслышана в грохоте чугунных валов самой страшной войны».
«Сто двадцать пять рублей старыми». Тоже произведение имеет мрачную атмосферу. Вера Ивановна, которая приходила к матери главного героя за молоком, работала надзирательницей. В конце мы узнаем, что она не просто была надзирательницей, но и палачом, так убивала заключенных. Что примечательно эта самая тюрьма сейчас является техфаком, в подвале которого и проходили убийства. Сам герой говорит, что не тянет это место на «храм науки». В этом произведении тоже есть мотив воспоминаний, так как герой сначала вспоминает время, когда он был школьником, и к ним приходила Вера Ивановна. Затем мы видим героя через тридцать лет.
Ну это я примерно описала. А вообще произведения короткие, так что прочитав, думаю, вы и сами сможете рассказать, что увидели в произведении.