Портрет в литературе – один из средств художественной характеристики, состоящий в том, что писатель раскрывает типичные характеры своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движения, жесты и манеры. Портрет является особым жанром, который носит именно это название и который стоит в центре художественного течения или творчества художника-портретиста.
Пролетарская литература, критически овладевая наследством прошлого, вносит в литературный портрет свое новое. Дает реальное изображение человека в единстве его индивидуальных и социальных особенностей - раскрыть его подлинную сущность с точки зрения интересов пролетариата. Отсюда многосторонность портрета у Горького, отличные и классовые, и профессиональные черты.
Горького интересует «духовный мир со всеми противоречиями сердца и ума».
Одним из лучших является очерк на Льва Николаевича Толстого. Горький, понимая что показать Толстого только как «могучую глыбу» как «сверхъестественное чудо» - мало. Важно отразить человеческие слабости гения, противоречивость, присущую и простому смертному, «ибо он так сказать всеобъемлющ и прежде всего Человек – Человек Человечества».
Раскрывая тему, демонстрируются противоречивые отношения Толстого к женщине, писателях и литературе. Наиболее сложным и противоречивым было отношение Толстого к женщине. Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума. Для него идеал женщины – “существо достаточно ограниченное”, ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах женщин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское. Это соответствует толстовской концепции женщины.
Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спорные обобщения, оценки некоторых литературных явлений отражают противоречия эстетической концепции Толстого.
Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик настолько, что кажется равнодушным к людям:
“… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их – смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с величайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматривается в “самое главное” – в смерть”. Горький передает овладевшее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках “толстовцев”. Подчеркивается, что Толстой велик настолько, что равнодушен к людям. Строится портрет Толстого на антитезе между непримечательной внешностью и духовным величием: «Выйдет он 0 маленький, и сразу все станут меньше него. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний удобный демократизм обманывал многих».
Горький пишет, что Толстой не терпел амикошонства (бесцеремонного излишне фамильярного отношения).
В тексте Горький всегда какую-то черту характера Толстого подтверждает афоризмом, определением.
Во внешности Толстого было две «детскости» - это его руки и глаза. Руки «некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности и творческой силы», а глаза острые, пронзающие, иногда озорные.
Происходит укрупнение образа Толстого: образ больших противоречий и большого человека.
В очерке «А.П. Чехов» Чехов предстает как мудрый психолог, обладающий удивительной способностью возвращать даже впавшему в кризисное состояние собеседнику настоящее лицо и живую душу. Чехов предстает в очерке как непримиримый враг насилия и пошлости, как писатель гражданин, которого глубоко волнуют судьбы страны и народа.
Обладая искусством всюду находить и оттенять пошлость, искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, создается горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью.
Воспоминаниям Горького свойственны тонкость и свежесть наблюдений, глубина проникновения в духовный мир изображаемой личности, богатство словесной живописи.
Особенности: пластичность повествования, выразительные детали, необычность композиции: фрагментарность, эскизность.
Литературный портрет Л. Андреева отличается от других портретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творческого пути писателя, трагически убежденного в бессилии человека что-либо изменить в мире.