пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

23. Идейно-художественное своеобразие романа Д. Лондона «Мартин Иден». Трагедия художника в романе «Мартин Иден».

Произведение Джека Лондона, повествующее об интеллектуальном развитии талантливого индивидуалиста Мартина Идена, оказалось во многом автобиографичным: в нём писатель воссоздал историю своей жизни, в которой был и изнуряющий труд в море и прачечной, и любовь к девушке из буржуазной английской семьи, и упорная литературная работа, приведшая писателя к популярности и смерти.

Главный герой романа отличается от Джека Лондона только философским настроем: он является приверженцем материалистического эволюционизма Спенсера и индивидуализма Ницше. Близкие автору социалистические идеи входят в произведение через образы второстепенных персонажей: рабочих, собирающихся на словесные прения в Муниципальном парке; выходцев из богатых семей, ведущих простую трудовую жизнь; мистера Морза и судьи Блаунта, ориентирующихся, по мнению Мартина Идена, в своей общественной деятельности на принципы всеобщего равенства. Джек Лондон периодически сталкивает своего героя с теми или иными социалистами, давая понять и ему, и читателю, что только этот путь развития общества наиболее приемлем для человечества.

Тема любви в романе также имеет автобиографическую основу. Сюжетная схема взаимоотношений Мартина Идена и Руфь Морз почти полностью повторяет любовную «канву» Джека Лондона и Мейбл Эпплгарт: у Руфь, как и у Мейбл, есть брат, с удовольствием общающийся с простым моряком (Артур в романе – Эдвард в жизни); она, как и свой прототип, просит жениха поступить на службу (журналистом или в контору отца в романе/на почту в жизни); героиня романа, как и реальная девушка, не становится женой Мартина Идена (в романе Руфь отворачивается от Мартина под влиянием сословных предрассудков, навязанных ей родителями/в жизни Мейбл предпочитает остаться с матерью, потерявшей мужа). После разрыва с Руфь Мартин Иден тесно общается с влюблённой в него простолюдинкой Лиззи Конноли, но отказывается жениться на ней,

объясняя это «болезнью». Джек Лондон после расставания с Мейбл жениться на её подруге – Бесси (1900), с которой разводится через несколько лет, после того, как она ему надоедает, чтобы жениться ещё раз на новой возлюбленной Чармиан (1905).

Художественный образ Мартина Идена несколько идеализирован: в своём стремлении к утверждению идеи сильной личности, которая может пробить себе дорогу в жизни, он становится слишком бескомпромиссным. Наравне с неустрашимостью, упорством и трудолюбием, главный герой постепенно уходит в открытое правдолюбие, выражающееся в начале – в стычках с идейными противниками, а затем в постепенном разочаровании в людях и отказу от общения с ними. Интеллектуальное развитие Мартина происходит слишком быстро: несколько лет упорного самостоятельного обучения и литературного труда в сочетании с изнуряющей физической работой в прачечной и постоянной бедностью и недоеданием заканчиваются для него социальным успехом и внутренним крахом.

Эволюция сознания главного героя проходит в несколько этапов, в каждом из которых принимает участие Руфь Морз. Любовь к хрупкой, воздушной девушке оказывает благотворное воздействие на манеры Мартина Идена. Стремление стать достойным своей мечты приводит героя к идее стать писателем. Врождённое трудолюбие, небывалая любознательность, развитый ум и внимание к деталям позволяют Мартину Идену быстро освоиться в новой профессии. Знание жизни простого народа и взгляд на окружающее через призму материализма Спенсера вооружает его великолепной логикой. Внутренняя сила и юношеский максимализм (на момент встречи с Руфь герою нет ещё даже двадцати одного года) придают произведениям Мартина жизненную правду и мощь, которой не хватает рафинированной буржуазной литературе, ориентирующейся на устоявшуюся в обществе мораль и обязательный счастливый конец.

Начинающий писатель и сам поначалу принимает участие в создании шаблонных любовных рассказов, пользующихся популярностью у публики. Мартин делает это ради заработка, открывающего ему возможность жить и работать над Настоящим. Молодой человек пробует себя и в других «литературных поделках» - юмористических стихах, сатирических зарисовках, небольших литературных заметках. Первое время он получает отказы из всех издательств и редакций. Затем его рукописи постепенно начинают выкупать, но жить на это он всё ещё не может. Успех приходит к Мартину неожиданно – после публикации его философского очерка «Позор солнца», получившего признание у литературных критиков. Рассказы и повести писателя начинают пользоваться спросом, но он очень быстро понимает, что всё это было делом случая, а не признания его таланта.

Разрыв с Руфь, предваряющий литературный успех Мартина, открывает второй этап жизни героя, в котором он проходит обратный путь – от очарования буржуазной средой к разочарованию всем, что его окружает. Близкие родственники писателя (сёстры, зятья), друзья из высшего общества, семейство Морз, торговцы, у которых он покупает продукты, долгое время считавшие Мартина ничего не представляющим из себя лентяем, начинают приглашать его на обеды, забывают старые обиды, с интересом выслушивают все суждения «мистера Идена» и почитают за честь водить с ним знакомство. Мартин тяжело переживает подобное отношение к себе. Общаясь с людьми, он только и думает о том, что в нём самом ничего не изменилось: всё, что сейчас превозносится окружающими, уже было написано в тот момент, когда о нём отзывались, как о бездельнике.

Приход Руфь на мгновение вырывает героя из тягостного существования, но понимание того, что она решила вернуться к нему по той же причине, по которой с ним теперь общается весь мир, окончательно добивает Мартина. Разочарование людьми становится настолько острым, что герой решает сбежать из опостылевшего ему Сан-Франциско. Находясь на корабле, по пути на Таити, Мартин понимает, что это решение было ошибочным: его тяготит не окружающий мир, а он сам в его отношении к той лжи, которую он видит и не принимает в людях. Популярный писатель не может любить, не видит цели в жизни, не хочет ничем заниматься. Он проводит время в одиночестве и постоянном сне, который завершается для него сном вечным – в водах столь любимых им когда-то Южных морей.

По своему мышлению Мартин был ярым индивидуалистом, в этом заключалась его трагедия, и именно это привело его к гибели. Его короткое знакомство с Бриссенденом лишь подчёркивает его индивидуалистическое мировоззрение. Поэт как бы противостоит образу Идена и оттеняет в нём те черты характера и мышления, которые отсутствуют у самого поэта. Бриссенден не верит в объективность буржуазной публики и печати и поэтому никак не стремиться публиковать свои произведения. Мартин же мечтает об одном – увидеть свои произведения напечатанными. Бриссенден верит в социализм и неизбежность социальной справедливости. Мартин исповедует индивидуализм. В романе роковой прыжок Мартина описан как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. А ведь на этот шаг идет внешне здоровый, в расцвете своего таланта писатель, добившийся славы и успеха. И та обыденность, с которой уходит из жизни Бриссенден и Иден, - это тоже неотъемлемая часть «трагической национальной истории успеха» талантливого художника в США. Мартин Иден не был социалистом, являясь индивидуалистом, не имея ни малейшего представления о нуждах других, он жил только для себя, боролся лишь ради себя и умер – то из-за самого себя. Он пробился в буржуазные круги и был потрясён отталкивающей посредственностью буржуазии. Д. Лондон понимал что человек творческого труда не должен замыкаться в собственном узком мирке, отгородившись своими притязаниями на исключительность от внешнего мира, от кипучего биения повседневной жизни. На одном из экземпляров своего романа Джек Лондон написал в апреле 1910 года: «Это — книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинение индивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма... Да будь Мартин Иден социалистом, он бы не погиб». Широкая популярность писателя среди простых. людей Америки беспокоила апологетов буржуазного образа жизни. Изображая Мартина Идена в виде социалиста и олицетворяя его с самим Джеком Лондоном, буржуазные критики подводили читателя к мысли о том, что писатель, мол, разочаровался в социалистических идеях и в своем романе изобразил крах человека, исповедующего эти идеи. Джек Лондон не случайно так настойчиво возражал и против подобной трактовки образа Мартина Идена, и против того, что его самого олицетворяли с его героем. Писатель недвусмысленно разоблачал подобные утверждения. «Позвольте указать мне на главную слабость такой параллели,— писал Д. Лондон в этой связи,— Мартин Иден покончил с собой, а я все еще жив».

Тема- худож-к и его мучит.борьба с неподатл.матер-ом

Идея - только через упор.труд чел-к мож.достичь чего-бы то ни было.

Проблематика:

-несчаст.любви ( М.И. полюб. не саму Руфь, а её обожествл. идеальн. образ; безответ. любовь Лиззи Конноли к М.И. также ок-ся несчаст);

- счастья(весь труд не принес блага даже ему самому, не то что общ-ву)

-лицемерия (негатив. отнош. окруж-их к М.И. мен-ся с приходом славы)

-денег и славы

-мелоч-ти и подлости миров.устр-ва (издат-ва после приобрет-я Мартином всеобщ.извест-и стали мигом печат. то, что отвергали)

-смысла жизни (снач. в Руфь, творч-ве, его друзьях и родных, затем ницшенство и индивидуализм привели героя в тупик и не дали ему стимула жить дальше).

«Мартин Иден» стал еще одной вехой на этом пути от реализма XIX столетия к реализму нового типа. Современниками этот автобиографический роман был воспринят как типичная для Америки «история ошеломительной карьеры». В черновиках роман долго носил ироническое заглавие «Успех». Но получилось произведение отнюдь не сатирическое по своей сущности. Лондон коснулся одной из «вечных тем — это была тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, со вкусами публики, с необходимостью продавать свое искусство, собственными человеческими слабостями.

Задуманный как книга, развенчивающая индивидуализм, «Мартин Иден» фактически стал авторской исповедью. Конфликт романа точнее всего определил сам Лондон, сказав, что это «трагедия одиночки, пытающегося внушить истину миру». Необходимо, правда, уточнение: истину, добытую искусством.

Несовпадение художественной красоты, необычайно тонко чувствуемой Мартином, и грубой житейской реальности оказывается главным противоречием жизни героя. В творчестве Мартина Идена эта коллизия предстает неразрешимой. Цель жизни Мартина - служение искусству, но искусство невозможно без воспринимающего. Он презирает буржуазную публику, но «воспринимающие» - именно эта среда. И если творчество - великий созидательный акт, то завершением неизбежно становится мелочная борьба с издателями и оплевывание шедевра самодовольной буржуазной аудиторией.

Новизна конфликта в том, что Лондон выбрал героем художника, вышедшего из народной массы, а это явление, ставшее характерным лишь в XX в. Оттого и описанная в «Мартине Идене» драма приобретает подлинно современное звучание. Мартин — революционер в искусстве, потому что он выразил мироощущение, выпестованное его пролетарским опытом. Но жестокий парадокс в том, что с каждой осиленной им вершиной культуры Мартин все больше отделяется от мира, который питал его творческие силы. Рвется связь между художником и вырастившей его средой. Культура, которая им усвоена, а без такой школы он никогда не стал бы художником, как раз и приводит к странному и мучительному положению: поэт пролетариата становится непонятен пролетариату, а «хорошее общество», способное его понять, смотрит на этого поэта лишь как на очередную сенсацию. В итоге Мартин оказывается между двух миров, в пустоте, в изоляции, а его индивидуализм, как и жалкие попытки насилия над своим талантом, — лишь следствие отчужденности ото всех, переживаемой этим художником из народа, с неизбежностью ставшим если не чужим, то недоступным народу.

Конфликт, разыгравшийся в истории Мартина Идена, неразрешим, покуда, по слову Уитмена, «великий поэт не найдет себе и великой аудитории». В условиях буржуазного общества это невозможно. И уход Мартина — не капитуляция. Точнее сказать, это мужественное решение художника, осознавшего неразрешимость главной коллизии, созданной объективным противоречием между культурой и народом и ставшей центром его собственной жизни. Лондон убедительно показывает, что буржуазное общество глухо к голосу таланта, что оно не в состоянии оценить настоящие произведения искусства. Успех приходит к нему случайно и при этом слишком поздно. Буржуазное общество уже сломило его: у него пропал интерес к жизни, к борьбе. Если образ Идена нарисован с большой симпатией и теплотой, то буржуазное общество изображается в резко сатирическом плане.

Типичными чертами буржуазии наделена в романе семья Морзов. Мистер Морз, преуспевающий делец, питает презрение к людям, которые не умеют зарабатывать деньги. Не лучше Морза и его жена – практичная, расчетливая женщина. Типичной представительницей буржуазного общества является Руфь Морз. Руфи нравится Иден. Ее влечет к нему его сила, энергия, искренность. Но ее ограниченный буржуазным воспитанием ум не в состоянии понять и оценить самобытность Идена. Руфь стремится к тому, чтобы переделать Идена по образу и подобию буржуа, она хочет создать из него копию своего отца, который кажется ей совершенством. Буржуазное общество развенчивается Лондоном и в символическом плане. Оно подобно той картине, которая висит в доме Морзов и кажется красивой только издали. Наиболее человечными, благородными оказываются люди из народа. Именно в их среде нужно искать верную дружбу, бескорыстие, истинную любовь.

На голову выше Руфи Лиззи Конолли. Эта девушка из народа ради большой любви к Идену готова пойти на все. Образ этой простой чистой девушки является противопоставлением Руфи, бросающие Идена в трудную минуту, но стремящейся вновь околдовать признанного писателя. Мартин Иден – жертва буржуазного общества, но он в то же время жертва буржуазного индивидуализма. По своим взглядам он индивидуалист и поклонник философии Спенсера и Ницше. Выступая на митинге в рабочем клубе, он утверждает, что люди делятся на рабов и господ и что в жизни побеждает сильнейший. Консервативная идеология отрывает Идена от народа, от его класса. Он теряет связь с массами и все надежды возлагает только на себя. В конце своего пути Иден отчетливо осознает, что там, в среде Морзов, он сам по себе никому не нужен. Это среда вызывает у него гнев и отвращение. Но Иден не может также вернуться назад, к людям своего класса. Индивидуалистическая философия, которую он усвоил, становится барьером между ним и теми, кого он некогда любил. Следуя ей, Иден приходит к полному идейному краху. В таком решении вопроса и заключается основное противоречие романа. Благородная натура Идена не терпит, когда на одного нападают многие. В таком случае каждый должен прийти на помощь слабейшему.

Нельзя не сделать вывода о том, что Лондону удалось в полной мере показать трагедию Идена как трагедию художника в условиях капиталистической Америки. В соответствии с замыслом Лондон приводит Идена к гибели. По его мнению, это закономерная гибель индивидуалиста-ницшеанца. Но смерть Идена не воспринимается как наказание за ницщеанские грехи. В романе показан крах романтической мечты героя, который приводит к разуверению во всем, к разочарованию в любви, в идеалах, в которые он раньше верил, к разочарованию в самой жизни. Иден во многом выражает взгляды самого Лондона. В «Мартине Идене» Лондон очень полно выявил свои реалистические взгляды на литературу и искусство. Его взгляды выражает и защищает Мартин Иден. Он твердо убежден в том, что в центре внимания каждого писателя должна находиться жизнь. Поэтому он удивляется безжизненности современной ему литературы. Познакомившись более близко с кругом Морзов и Бэтлеров, Иден убеждается в том, что буржуазное общество боится жизни, что оно враждебно реализму.


24.01.2019; 23:00
хиты: 2407
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь