пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

19. Пьеса Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен» как образец «драмы идей»

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу (1856 - 1950) родился в Дублине. После развода родителей юноше пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, часто меняя профессии: от разносчика до кассира. В двадцатилетнем возрасте (1876), желая стать литератором, переезжает в Лондон, где занимается журналистикой и пишет критические статьи сначала музыкальные, затем театральные.

Сблизившись с социалистическим движением, Шоу становится одним из учредителей социал-реформистского Фабианского общества (1884) - интеллигентской организации, члены которой считали реформы двигателем социализма; проповедовалась практика убеждения, словесное воздействие на высшие классы и правительство, борьба за муниципальные реформы. В качестве одного из лидеров общества Шоу на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги. Имея ораторский дар, Шоу часто выступал на митингах.

С 1895 года Шоу работает театральным критиком. В это время в Лондоне существует много коммерческих театров, которые Шоу не принимал, где основой репертуара были обычно пьесы сентиментально-любовного содержания, и шекспировские спектакли в убогой постановке. В противовес многим отстаивавшим развлекательную функцию театра, Шоу выступил за социальную драму, смело вторгающуюся в современную жизнь, обличающую бесчеловечность устоев капиталистического общества. В своих статьях он также выступал с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера (театр «Лицеум») того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес.

У Шоу критика «Лицеума» перерастает в критику Шекспира. Новое время требует новые формы искусства, следовательно, нельзя сегодня писать комедии Шекспира и ставить только Шекспира. Шоу не устраивают сенсационные сюжеты Шекспира – истории необычные, редкие; его пьесы – «камеры ужаса», где слишком много трупов. Шоу отлично понимает, что требуются проблемная драматургия и новые герои, которые противостояли бы враждебной действительности. Он считает, что писать нужно так, чтобы каждый узнавал себя.

Шоу опирается на творчество Г. Ибсена, которое он пропагандировал в качестве образца новой драмы. Пьесы Ибсена основаны на дискуссии между персонажами, в конечном счете — на конфликтах, вытекающих из столкновения различных идеалов. В этих пьесах Шоу находит критику современного общества и срывание масок со всех, хотя и замечает, что у Ибсена тоже много убийств.

Выше Ибсена для Шоу – Чехов. «Вишневый сад» - идеал. Чехову не понадобились внешние эффекты, чтобы передать трагизм. Все это дается в критической статье «Квинтэссенция ибсенизма». В результате на основе этого анализа он формулируем свои собственные творческие принципы.

 Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается в том, что она решительно повернулась к современной жизни и стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории». Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды или честолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».

НОВАТОРСТВО ШОУ В ОБЛАСТИ ТЕАТРА"ИДЕЙ"

- форма пьесы-дискуссии, в которой широко использованы парадокс как средство открытия несоответствия между видимостью и сущностью общественных и личных отношений; нет столкновений абсолютного добра с черным злом

-"открытый финал", чтобы у зрителя не возникло мысли, что дело закончено и проблемы решены за них драматургом;

- парадокс как главный художественный прием драмы;

- вмешательство автора в действие (наличие больших ремарок, комментариев, предисловий и послесловий, не свойственных для драматических произведений);

- воспроизведение человеческих чувств;

- разделение персонажей на идеалистов, которые жили фальшивыми идеалами, и реалистов, скептически созерцали мир;

- предложение новой структуры пьесы: развязка - развитие действия - дискуссия (т.е. ход событий должен готовить финальную разговор - спор, в ходе которой главная проблема (проблемы) пьесы не розвьяз зувана, а наоборот, еще больше обострялась)

- сочетание комедии и трагедии;

- попытка приблизить новую драму к современным проблемам общественного и интеллектуальной жизни

Интеллектуальная драма. Бернарда. Шоу обогатила мировой реалистический театр XX в глубине социально-философской проблематики, гуманистическим пафосом

"Профессия миссис. Уоррен"- первая попытка драматурга создать положительного героя в драме. Пьеса вход. в цикл "Пьесы неприятные", написана в 4 дей-ях.  Молодая девушка. Виви, только закончившая колледж, сделала ужасное открытие: ее мать-миссис. Уоррен - хозяйка сетей жи публичных домов. Поскольку это выгодное дело, то многие влиятельные люди вложили в него свои средства. Миссис. Уоррен стала проституткой через попрошайничество ее старшая сестра работала на фабрике и отравилась от св инцевого белила. Чтобы избежать такой участи, героиня выбрала другой путь. Автор показал отсутствие прав женщины в буржуазном обществе. Она не смогла бы просуществовать в условиях, если бы нашла мужчину, достаточно обеспеченного, который мог бы заботиться о ней удерживать ее. Виви убедила, что мать никогда не покинет своего дела. Она отказалась от грязных денег, зарабатывала себе на жизнь в конторе, сидя н ад расчетными книгамрахунковими книгами.

ТЕМА - положе-е женщ. в общ-ве, продажность женщ.

ИДЕЯ - продажность пронизывает все слои.

Проблемы:

-пробл.проституции как соц.проблема. 

В “Профессии миссис Уорен” Шоу без изложил реальное положение женщин в обществе, говорил о том, что общество должно быть устроено так, чтобы каждый мужчина и каждая женщина могли содержать себя своим трудом, не торгуя своими превязанностями и своими убеждениями.

В пьесе «Профессия миссис Уоррен» ставится вопрос о путях обогащения английских буржуа. Эта пьеса была объявлена английской критикой «безнравственной» и запрещена для постановки на сцене. Героиня пьесы миссис Уоррен в прошлом проститутка. Она преуспела в своей «профессии» и стала содержательницей публичных домов в Берлине и Вене, в Будапеште и Брюсселе. О характере «профессии» миссис Уоррен мало кому известно. Она богата, и деньги дают ей возможность стать почтенным членом общества. Шоу дает глубоко мотивированное в социальном отношении объяснение тех причин, которые привели его героиню к моральному падению. Миссис Уоррен не захотела повторить печальную судьбу двух своих сестер, одна из которых работала на фабрике свинцовых белил и загубила свое здоровье, а другая умерла, не вынеся жалкого прозябания на восемнадцать шиллингов в неделю, которые зарабатывал ее муж-чиновник. Миссис Уоррен выбрала для себя другой путь, который приносил ей большие доходы и был санкционирован буржуазным обществом. Всей логикой развития действия пьесы, логикой характеров действующих лиц Шоу доказывает мысль о том, что миссис Уоррен ничуть не хуже всех остальных членов респектабельного буржуазного общества. И больше того, если «профессия» миссис Уоррен в какой-то мере оправдана той безысходной нуждой, с которой она столкнулась с самых первых дней своей жизни, то нет и не может быть никакого оправдания для такого человека, как ее компаньон Крофтс с его откровенной идеологией работорговца, как Фрэнк Гарднер, ведущий паразитический образ жизни, и др.

Шоу раскрывает экономическую подоплеку поступков и поведения своих героев, доказывая, что их мораль обусловлена соображениями выгоды.

Основной конфликт пьесы состоит в столкновении взглядов на жизнь миссис Уоррен со взглядами ее дочери Виви. Виви - первая попытка Шоу создать образ положительного героя, противостоящего миру расчета и наживы. У Виви свои принципы, свой взгляд на вещи. Она справедливо считает, что каждый человек должен трудиться; паразитическое существование вызывает у нее отвращение. Шоу не ограничился включением в пьесу рассуждений Виви о бесчестности образа жизни всех тех, кто ее окружает; он показал ее за работой в конторе. И хотя материально Виви связана с миром своей матери и Крофтса, она остается духовно свободной и нравственно чистой. Рационализм Виви помогает ей устоять против развращающего влияния собственнического мира, противопоставить ему честную трудовую жизнь. «Образ Виви - шаг в становлении драматургического метода Шоу. Это первая попытка построения типичного для его театра драматического характера с глубоким подтекстом».

 

"Бросить дело, которое даже в худшие времена приносит 300% годового дохода? Ты с ума сошла!" Собственно, вся пьеса об этом. То, что взят бизнес проституции, то из желания Шоу максимально заострить ситуацию.

Речь идет не о проституции как таковой, а о том, что экономическая система, общество организовано таким образом, что одни определенные дела, деловые предприятия выгодны, другие - особенно выгодны. Пока существует экономическая выгода от какого-либо дела, ситуация не изменится. Откуда годовой доход, прибыль, экономическая целесообразность? Такой бизнес знает только экономическую целесообразность, не знает нравственных начал. Подобно Ибсену, Шоу вскрывает глубокое несоответствие между видимостью и сущностью, внешней респектабельностью и внутренним убожеством буржуазного образа жизни. Заостряя сценическую ситуацию до гротеска, он делает своей героиней женщину легкого поведения, составившую состояние на занятии своим предосудительным ремеслом, совладелицу публичных домов во многих европейских столицах. Шоу изображает миссис Уоррен и как жертву несправедливого устройства общества, основанного на безжалостном гнете и эксплуатации человека, и как его воплощение, символ. Пытаясь оправдать себя в глазах дочери, воспитанной в абсолютном неведении об источнике семейных доходов, миссис Уоррен рисует ей страшную картину нищенского существования своей семьи, толкнувшего ее заняться проституцией. Но, как признается она дочери, бросить свой доходный «промысел» и пренебречь законами буржуазного общества, оправдывающего любые средства достижения богатства, миссис Уоррен не может, потому что «любит наживать деньги». Все дело в том, что, в представлении Шоу, она принадлежит к числу «идеалистов» и живет одновременно как бы в двух мирах: мире практической реальности, где для достижения цели все средства хороши, и в мире романтической сентиментальности, где царит «культ лучших идеалов» отвратительной мещанской морали. С убийственной иронией Шоу показывает, что миссис Уоррен, несмотря ни на что, свято верит в свою честность и добропорядочность, ибо принципам буржуазной двойной морали следует неукоснительно.

Драматург устами ее трезвомыслящей дочери Виви, обвиняющей свою мать в том, что она была и остается в душе «рабой общественных условностей», выражает требование, хорошо знакомое по пьесам Ибсена: человек должен быть самим собой и не зависеть от мнения окружающих. Влияние Ибсена прослеживается и в построении пьесы Шоу, использующего принцип ретроспективно-аналитической композиции. Пружина действия в ней - постепенное «узнавание» правды, разоблачение прошлого миссис Уоррен. В финале пьесы конфликт разрешается в результате острой дискуссии между миссис Уоррен и ее дочерью (жанр пьесы-дискуссии).


24.01.2019; 22:51
хиты: 2702
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь