пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

14. Английский эстетизм. Особенности творчества О.Уальда. Сказки О.Уальда как реализация его эстетических взглядов.

Английский эстетизм – второе важнейшее литературное направление модернизма. Суть эстетизма проста – главнейшей ценностью является не добро, не нравственность, а красота. Красота выше нравственности, или, по крайней мере, они равноценны. Красоту нельзя судить с точки зрения нравственности, это разные явления, лежащие в разных плоскостях. Красота может быть безнравственной, нести зло, но она не потеряет своей ценности для человека. Жизнь человека должна быть построена по законам красоты, окружена прекрасными вещами. А высшая красота находится только в произведениях искусства. Смысл жизни человека – общение с искусством, собственное творчество или восприятие произведений искусства. Обыкновенная жизнь среднего человека скучна и бессмысленна. Спасение только в искусстве, там настоящая жизнь. Искусство выше реальной жизни. Оно всегда является прекрасной ложью, вымыслом, не имеющим к реальности никакого отношения. Искусство, как и красота, не подлежит суду нравственности. «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги, написанные хорошо и написанные плохо» (знаменитые слова Уайльда из предисловия к его единственному роману).

Оскар Уайльд (1854-1900) – ярчайший представитель английского эстетизма в литературе. Очень необычный, яркий писатель и человек. По национальности ирландец, прожил большую часть жизни в Лондоне. После окончания Оксфорда он как сын обеспеченных родителей вёл типично светскую легкомысленную жизнь, шастал по вечерам, развлекался, проповедовал эстетизм, гедонизм (смысл жизни – наслаждение), презрение к общепринятым нормам, в том числе нравственным. Любил вызывающую, необычную одежду. Он говорил: «Необходимо либо самому быть произведением искусства, либо носить на себе произведение искусства». Главнейшим талантом Уайльда было остроумие, побеседовать с ним или даже просто послушать многие английские аристократы считали счастьем, Уайльд умел сам наслаждаться остроумной беседой и давать наслаждение слушателям. Его звали принц эстетов.

Особенности творчества О.Уальда

Оскар Уайльд был уникальным, прежде всего, потому, что он сознательно хотел быть уникальным. Доминанта его личности и творчества связана с тем, что можно назвать

«парадоксальным использованием традиций»: писатель всегда выбирает уже имеющуюся модель, работает «на чужом поле», изнутри «взрывая» традицию и создавая нечто оригинальное и неожиданное в ожидаемом .

О.Уайльда прозвали «королем жизни», «принцем Парадоксов».Цель парадоксов Уайльда - высмеять догму, эпатировать, поразить оригинальностью суждения. Они выражают взгляды автора. Иногда парадоксы приобретают характер философских обобщений

 

Особенности:

Оскар Уайльд выработал свой особый «декоративный» стиль повествования. Подробно, смакуя детали, он описывает интерьер, одежда и внешность героев, драгоценности и украшения, деревья и цветы. Все, что изображает писатель, как правило, является чрезвычайно живописным, утонченным, изысканным: «С персидского дивана, где лежал лорд Генри Уоттон, можно было увидеть лишь блеск золотисто-нежного, как мед, цвета ивняка, чье трепетное ветви словно насту выдерживало тяжесть пламенной красоты. Изредка на длинных шелковых шторах громадного окна мелькали причудливые тени птиц, создавая на миг подобие японского рисунка».

Оскар Уайльд - моральный имморалист?

Во многих произведениях Уайльда его же имморалистские лозунги отрицаются и развенчиваются. Так, почти все его комедии строятся на искупление, расплате героев за некогда совершенное антиморальний поступок. То же самое видим и в сказках, где показана невозможность служения красоте без опоры на доброту и нравственность. Такова тема сказок «Мальчик-Звезда», «Рыбак и его душа», рассказы «Кентервильское привидение», которые кончаются апофеозом любви, самопожертвования, сострадания к обездоленным. В системе эпитетов, сравнений и метафор, что их использует Уайльд, есть цветы и минералы. За это его иногда даже называли «ботаником и минералогам» в литературе. Однако некоторые исследователи считают, что он скорее был «квітникарем и ювелиром», ведь цветы интересовали его лишь после того, как садоводы вырастили их на клумбе, а минералы - только тогда, когда ювелиры превратили их в драгоценные камни. «Искусство выше природы и не может ей подражать», - утверждает писатель. Наоборот, это природа должна стремиться к подражанию искусства, поэтому кровь должна напоминать рубин, синее небо - сапфир, а зеленая трава - изумруд, и никак не наоборот. В произведениях Уайльда основным объектом описания является не природа или человек, а красочный мир вещей, чаще всего интерьер или натюрморт: драгоценные камни, мебель, ткани и т.д. Даже природа у него становится «искусственной», «обработанной», часто - частью того же интерьера. Стремление к живописной многокрасочности предопределяет тяготение писателя к восточной экзотике и даже сказочности, а для его стилистики характерны живописные развернутые сравнения, часто детализированы. Оскар Уайльд, стремясь изысканных ощущений, превращает логику мышления на определенную эстетическую игру, отдавая предпочтение форме отточенных афоризмов, поражающих парадоксов и оксиморонів. Поэтому главную ценность имеет не столько истинность мысли, сколько острота ее воплощение, игра слов, преизбыток образности, побочных смыслов, и все это присуще его афоризмам. Парадоксы Уайльда оттеняют противоречия между внешней и внутренней сторонами изображаемого им лицемерного великосветской среды. В то же время их назначение значительно шире - это еще и демонстрация противоречивости человеческого разума и знания, условности устоявшихся понятий.

Оскар Уайльд и импрессионизм.

С одной стороны, большое внимание к воздействию на восприятие читателя (ранообразие и сочетание звуков, цветов, запахов), стремление поразить его споріднювали

стиль Уайльда с творческой манерой импрессионистов. Однако в его произведениях нет растворения предметности в потоке впечатлений («імпресій»). При всей красочности стиля, произведениям писателя присущи ясность, замкнутость, отточенность формы предмета, который не расплывается и сохраняет четкость контуров. Так, например, сказки Уайльда стали хрестоматийными благодаря простоте, логической точности и ясности речевого оформления. Все упомянутые и не упомянутые черты и штрихи в своей совокупности и взаимодействии образуют то, что называется особенностью индивидуального стиля Оскара Уайльда.

 

Уайльд пользовался приемом «перевертыша», брал фразу и воспроизводил ее с точностью наоборот: «Браки совершаются на небесах» - у Уайльда: «Разводы совершаются на небесах». Известное утверждение: «Время - деньги» - писатель трактует как: «Время - потеря денег».

Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд, по мнению исследователя его творчества А. М. Зверева, соткан из противоречий. В своих высказываниях он предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него - трудная поза, ничегонеделание -самое тяжкое в мире занятие, маска - интереснее лица, театр - реальнее жизни; по его мнению, жизнь больше подражает искусству, нежели искусство подражает жизни. [12, с.56].

Принцип парадокса положен в основу и большинства произведений Оскара Уайльда. По этому принципу построены, например:

- «Кентервильское приведение», где не люди боятся призрака, а грубый материализм семьи американского посла делает невыносимым существование роскошного английского призрака;

- «Преступление лорда Артура Сэвила», где чувство порядочности толкает молодого аристократа на убийство, а жертвой собственного предсказания оказывается незадачливый хиромант;

- «Натурщик-миллионер», где выясняется, что человек, позировавший художнику в живописных лохмотьях нищего, на самом деле богатейший банкир, и он сторицей вознаграждает юношу, который, будучи введен в заблуждение этим жалким рубищем, отдает ему свой последний золотой;

- «Сфинкс без загадки», где придуманная тайна разрушает реальную судьбу женщины [12, с.59].

В стихах, сказках Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания = не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т.п .

Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных.

Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненность формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

Основной образ у Уайльда - денди-вивер, апологет аморального эгоизма и праздности. Он борется со стесняющей его традиционной «рабьей моралью» в плане измельченного ницшеанства.

Творческий метод Уайльда, соприкасаясь с импрессионизмом, далеко не совпадает с ним. Отталкиваясь от реализма, Уайльд приходит не столько к субъективированию картины мира, сколько к формалистическому эстетизму, декоративизму [11, с.38].

Уайльду все эти формы более близки. Он многие годы не расставался со своим любимым Платоном, которого свободно читал в подлиннике. При этом он не мог пройти мимо того, что Платон укрылся под именем своего учителя Сократа, главного героя диалогов. Реальный Сократ не вел записей, поэтому невозможно определить, какие мысли в действительности сократовские, а какие принадлежат Платону [15, с.21].

Уайльд парадоксально придает эстетическому термину бытовое, вещественное значение, наиболее высоко ценимая им красота - это внешняя красота человека, его одежды и окружающего его ближайшего пространства, собственно - дизайн. Так и определим принцип красоты у Уайльда - как принцип дизайна.

В то время как писатели от романтиков и реалистов до натуралистов награждали своих персонажей внешностью, далекой от красоты (Квазимодо и Гуинплен у Гюго, странные фигуры у Гофмана, чудаки у Диккенса, Гобсек у Бальзака и т. д.) и появление идеально красивых людей в литературе стало редкостью, Уайльд настойчиво рисует словесными средствами портреты необыкновенных красавцев (вершина - Дориан Грей) и ослепительных, роковых, сводящих с ума красавиц (вершина - Саломея), окружая их изысканным дизайном, драгоценными камнями, изысканными безделушками, благоухающей природой [6, с.31].

Уайльдовская концепция эстетизма многое дает для понимания его взглядов. Только кажется, что он предлагает три не связанных между собой, даже противоречащих друг другу определения, что это очередной парадокс. Третье определение раскрывается через первое: красота - это тайна бытия. Второе определение поясняет: художественные формы сами по себе не составляют красоту как тайну бытия. Красоту, а следовательно, и тайну бытия, составляют их связи. Эти связи не представлены непосредственно наблюдению, и требуется специальная наука - эстетизм - раскрывающая их.

Предположив, что Уайльд как «литературный человек», разрабатывал свой собственный образ в соответствии с литературными моделями, мы действительно обнаружили некоторые из них, наиболее принципиальные.

К таким литературным моделям, формировавшим его художественный стиль, могут быть отнесены:

- модель Платона (образ Сократа в диалогах и «Апологии Сократа»);

- модель Шекспира; модель «литературных мистификаций» - прежде всего создание образов поэтов-мифов Д. Макферсоном (Оссиан) и Т. Чаттертоном (Роули);

- модель литературного персонажа - героя (прежде всего в ее романтическом и неоромантическом вариантах) [5, с.42].

Своеобразие стилистики Уайльда проявляется в лексике и стилистике. Конструкция фразы предельно проста и является одним из классических образцов английской прозы. В то же время влияние декадентской манерности заставляет писателя то и дело уклоняться от лаконичности повествования и насыщать свой рассказ всевозможной экзотикой.

Сказки О.Уальда как выражение его эстетических взглядов

Эстетизм как направление в литературе и в искусстве является реакцией на утилитаризм, практицизм. Один из вождей этого направления, Оскар Уайлд, утверждал самоценность искусства и его первичность по отношению к жизни. Задача искусства, по его мнению, - сотворение красоты, недоступной действительности. Не искусство, считал он, должно подражать природе, а природа – искусству. Сказки Уайльда, вошедшие в сборники 1888 и 1891 годов, сделаны (недаром его считали выдающимся ювелиром и садоводом в литературе) как красивые изящные вымыслы. Образцом для него был Х.К.Андерсен, в сказках Уайльда постоянно звучат то реминисценции, то полемические выпады по отношению к андерсеновским мотивам. В отличие от сказок великого датчанина, уайлдовские произведение искусственны и созданы отнюдь не жизнью. Однако жизнь постоянно вторгается в изящные вымыслы, и в них появляются даже социальные мотивы. Наверное, самым ярким примером противоречия с собственным эстетическим принципом, является сказка «Мальчик-звезда» (другой перевод «Звездный мальчик»). «Мальчик-звезда» ближе всех других сказок Уайльда к фольклорным произведениям. Как и в фольклорных сказках главный герой наказан за то, что жестоко обращался с животными (ослепил крота, подрезал крылья у коноплянки, убил мать белки) и щедро вознаграждается, когда освобождает Зайчонка из силка, расставленного охотником. Но главным преступлением Мальчика-звезды является, конечно, отречение от собственной матери. Казалось бы, Уайлд, верный своим эстетическим принципам, прославляет красоту мальчика-звезды и наказывает его именно лишением красоты: «Он стал похож на жабу, и тело его покрылась чешуёй, как у гадюки» (Перевод Т.Озерской). И, наоборот, совершив один за другим добрые поступки, мальчик- звезда вновь обретает былую красоту. Уайлд, который считал красоту выше морали, здесь как раз - вслед за автором фольклорных сказок - прославляет красоту высоко нравственного поступка. Уайлд пишет, что после всех выпавших на его долю приключений, посмотревшись в щит, заметил мальчик-звезда в глазах своих «что-то новое, чего раньше никогда в них не видел». И далее сообщается, что он стал справедливым и милосердным королем. В сказке раскрывается и глубокая христианская тема. Мальчик-звезда был подброшен лесорубу, чтобы в муках и страданиях преодолеть гордыню, преодолеть соблазны и нарциссизм, приобрести дар любви к ближнему. История детской литературы, начиная с некоторых фольклорных произведений, а затем Андерсена, показала, что в книгах для детей не обязателен счастливый конец. Но парадоксалист Уайлд идет дальше: он прямо-таки «культивирует» трагические концы. В мальчике звезде он после логически вытекающие счастливой развязки дает короткие эпилог, в котором сообщает, что новый король правил недолго и через три года умер, а преемник его был тираном. Кажется, в сказке «Счастливый принц» эстетические взгляды Уайльда нашли свое подлинное воплощение. Рукотворное создание, явление искусства - статуя Счастливого принца противопоставляется созданию природы. «Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слёзы» - говорит статуя. Красота же статуи - в рубинах, сапфирах, в листах золота (мы уже говорили, что Уайлд великий ювелир в литературе). Когда Счастливый принц лишается всех этих драгоценностей (раздает с помощью ласточки беднякам), он оказывается никому не нужным. «В нём уже нет красоты, и стало быть, нет и польза!» - говорит профессор эстетики. И статую расплавили в горне. Однако на просьбу Господа ангелу своему принести самое ценное, что есть в этом городе, ангел принес оловянное сердце принца и мертвую ласточку. И господь одобрил его выбор. Статуя Счастливого принца и ласточка отдали страждущим всё, что могли. Так христианская тема и на этот раз «осердечивает» «гуманистическую эстетику» Уайлда. Следует обратить внимание на то, что Уайлд, ювелир и садовод в литературе, сопоставляет не искусственное, рукотворное с естественным, а, наоборот, естественное с искусственным: лицо у мальчика-звезды «словно выточенное из слоновой кости», пение его (Соловья) напоминала журчание воды льющееся из серебряного кувшина». Что ж, природа, по Уайлду, должна отражать искусство, а не искусство природу.


24.01.2019; 22:37
хиты: 4224
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь