пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

8. Экспрессионизм. Творческий путь Л.Н. Андреева. Своеобразие художественного метода Л.Н. Андреева. Рождественские и пасхальные рассказы в творчестве Л.Н. Андреева («Баргамот и Гараська», «Ангелочек»).

Экспрессионизм

(от франц. еxpression – выражение, выразительность)

– направление в искусстве 10 – 20-х годов XX века, отразившее глубокий кризис буржуазного сознания; одно из направлений авангардизма. Экспрессионизм в полемике с натурализмом и импрессионизмом провозглашал целью искусства не изображение современной действительности, а «выражение» её сути.

Экспрессионизм зародился в Германии накануне Первой мировой войны, а его расцвет пришелся на сам период войны (1914-1918 годы), которая подорвала веру в гуманистические ценности, разрушила концепцию христианского миропонимания и обнажила низменные стороны человеческой натуры. Расцвету экспрессионизма также способствовали революционные события в России и кричащие противоречия жизни Европы начала века, её стремительная урбанизация.

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского модернизма начала XX века. Экспрессионизм – художественное направление, в котором утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, преобладает отказ от копирования реальности в пользу деформации и гротеска, сгущение мотивов боли, крика.

Основные особенности экспрессионизма:

1. Устремленность к сознательной деформации картины действительности в произведениях искусства. Экспрессионисты в своих произведениях создают фантасмагоричную действительность, которая проявляется в нагромождение причудливых образов, видений, фантазий, отражающих хаос, сумбур реальной действительности.

2. Отказ от гармонической ясности форм.

3. Иррациональность (то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное») мира. Человек (герой) понимает невозможность рационально осознать окружающую действительность, логически объяснить причины и следствия событий.

4. Интерес к бытовым подробностям, материальной жизни в противовес иррациональному миру.

5. Экспрессионистская модель мира – это анти-мир. Основные жанры – антиутопии, трагикомедии, сказки, притчи.

6. Тяготение к абстрактному обобщению.

7. Стирание границ между сном и явью, поэтому самостоятельными жанрами становятся сны, кошмары и видения. У экспрессионистов образовалась своя стилевая доминанта – гротеск и абсурд.

8. Отчуждение, разобщенность людей. Одиночество человека среди людей.

9. Доминантные мотивы – страх/ужас и смерть.

10. Фрагментарность повествования.

11. Пророческий, бунтарский (антимилитаристский и антибуржуазный в своей сущности) пафос.

Отличительной особенностью русского экспрессионизма стала ситуация сосуществования в рамках одной культуры на сравнительно небольшом отрезке времени разных художественных систем - реализма, модернизма и авангарда, что создавало уникальные возможности для их взаимодействия и взаимообогащения. Сущность экспрессионизма - бунт против дегуманизации общества и одновременно утверждение онтологической ценности человеческого духа - была близка традициям русской литературы и искусства, их мессианской роли в обществе, эмоционально-образной выразительности, характерной для творчества Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина.

Среди тех русских писателей, кто уже в первые десятилетия XX столетия заложили основы экспрессионизма, особое место принадлежит Леониду Андрееву, Андрею Белому и Алексею Ремизову.

Уже в 1900-е годы Леонидом Андреевым были созданы «Стена», «Красный смех», «Жизнь Человека» и «Анатэма», произведения, в которых экспрессионизм впервые предстал как яркий и значительный литературный феномен в прозе и драматургии. Считается, что проза Андреева оказала влияние на формирование литературного экспрессионизма во многих европейских странах.

Важно подчеркнуть, что экспрессионизм в России не был оформлен организационно как самостоятельное художественное течение и проявлялся через миросозерцание творца, через определенный стиль и поэтику. Хронологически экспрессионизм в русской литературе проявился ранее и завершился позднее «экспрессионистского десятилетия» 1911-1921 в Германии (по определению Г. Бенна). Границами «экспрессионистского двадцатипятилетия» в России можно считать публикацию рассказа Л. Андреева «Стена» (1901) и последние выступления участников групп эмоционалистов и «Московского Парнаса» (1925).

Андреев Леонид Николаевич биография

он родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской классической гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой, был большим поклонником творчества  Шопенгауэра.

Через некоторое время умер отец юноши, и материальное положение семьи пошатнулось. Сам Андреев вспоминает, что в это время он начал злоупотреблять алкоголем, временами голодать. В конце концов юношу отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета.

В 1894 году Андреев пытался покончить жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. После попытки суицида здоровье его сильно пошатнулось и ему диагностировали порок сердца. Эта болезнь в дальнейшем стала причиной смерти писателя.

Юноша был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.

Зрелые годы

В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ, который был отмечен самим М. Горьким, который пригласил молодого писателя в  книгоиздательское товарищество «Знание».

В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился на внучатой племяннице Тараса Шевченко. Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен  тюрьму,  потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.

С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в  Германии, потом на Капри, на даче у М. Горького. В это время писатель постепенно разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом –  в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».

Писатель и революция 1917 года

Февральскую революцию писатель встретил с воодушевлением и даже какое-то время возглавлял редакцию газеты «русская воля», а вот Октябрьскую революцию Андреев не принял, более того, все произведения писателя того времени были проникнуты ненавистью к большевизму.

Смерть

На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в  1919  году.

Творчество Л.Н. Андреева (1871-1919)

1. Демократический характер ранних рассказов писателя

Критический реализм, «фантастический реализм», «неореализм», реальный мистицизм, экспрессионизм – таковы определения творческого метода Андреева в современной ему критике. Впоследствии писатель объявлялся то экспрессионистом, то символистом, то предшественником экзистенциализма. Андреев писал Горькому в 1912 г.: «Кто я? Для благороднорождённых декадентов – презренный реалист; для наследственных реалистов – подозрительный символист». Эстетические и художнические искания Андреева объективно отражали столкновение в его сознании реалистического и декадентского миропонимания. Постоянное противоборство их в сочетании с попытками примирения, «синтеза» – в этом своеобразная художническая «цельность» Андреева. Так кто же он – Леонид Андреев?

Литературную деятельность Леонид Николаевич Андреев (1871– 1919) начал во второй половине 90-х годов (по окончании в 1898 г. юридического факультета Московского университета) в газетах «Орловский вестник» и «Курьер». Идейное направление этих газет было радикальным. «Курьер» сочувственно относился к нарастанию революционного движения, отстаивал традиции и идеалы русской демократической общественной мысли, реализм в литературе. Газета широко популяризировала творчество реалистов нового поколения – Горького, Вересаева, Куприна.

Здесь Андреев печатает фельетоны, рассказы, литературные и театральные рецензии, выступает в качестве судебного репортера. В фельетонах (подписанных псевдонимом Джейм Линч) Андреев приветствует подъём общественного самосознания, обличает обывательщину.

Особый интерес представляют фельетоны и статьи Андреева о литературе и искусстве. В них он заявляет о своей связи с традициями литературы 70–80-х годов – М. Салтыкова-Щедрина, Н. Михайловского, пишет об общественном предназначении литературы и гражданском долге литератора. Образцом литературного служения родине Андреев считает жизнь и творчество Глеба Успенского – художника, в страданиях искавшего «по всей широкой России давно затмившейся правды и давно обронённой совести».

Сам Андреев началом своего творческого пути считал 1898 год, когда в «Курьере» был напечатан его «пасхальный» рассказ «Баргамот и Гараська». В 1898-1900 гг. в «Курьере», «Журнале для всех», ежемесячнике «Жизнь» он публикует рассказы «Петька на даче»«Из жизни штабс–капитана Каблукова»«Рассказ о Сергее Петровиче» и др. Осенью 1901 г. в издательстве «Знание» выходит книга его «Рассказов».

Большую роль в писательской судьбе Андреева сыграл Горький. Уже первый рассказ Андреева привлек его внимание. Горький почувствовал в Андрееве «дуновение таланта», напоминающего талант Помяловского. Вскоре Горький ввел Андреева в литературный кружок «Среда». «...Знакомство с Максимом Горьким, – писал Андреев, – я считаю для себя, как для писателя, величайшим счастьем. Он первый обратил серьезное внимание на мою беллетристику (именно на первый напечатанный мой рассказ «Баргамот и Гараська»), <…>в течение многих лет оказывал мне неоценимую поддержку своим всегда искренним, всегда умным и строгим советом».

В первых рассказах Андреева ощутимо влияние не только Помяловского и Г. Успенского, но и Толстого, Достоевского, Чехова, Салтыкова–Щедрина. Андреев пишет об «униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о детях, задавленных нуждой, лишенных радостей, о тех, кто брошен судьбой на самое «дно» жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества. В центре внимания Андреева «маленький», «обыкновенный» человек.

Некоторые темы раннего Андреева (прежде всего тема одиночества человека), а также жанровые особенности рассказа (рассказ-аллегория, рассказ-исповедь) связаны с традицией Гаршина. Сам Андреев, говоря о воздействии на него традиций предшественников, ставил Гаршина перед Толстым и Достоевским.

Обычно рассказы Андреева предреволюционного периода как традиционно–реалистические, так и философско-обобщенного плана строились на бытовом материале. Социальная критика, содержавшаяся в них, опиралась на абстрактно-гуманистические, утопические иллюзии автора о возможности морального совершенствования общества, на веру в преобразующую силу совести каждого человека, независимо от его общественной принадлежности. Гуманизм Андреева приобретал зачастую окраску сентиментальную, особенно в произведениях, написанных под влиянием классика английской литературы XIX в. Диккенса, которым писатель в то время увлекался. «Первый мой рассказ, – писал Андреев в автобиографической справке, – «Баргамот и Гараська» (1898) – написан исключительно под влиянием Диккенса и носит на себе заметные следы подражания».

К традиции Диккенса восходил и излюбленный Андреевым жанр «пасхального» рассказа. В основе такого рассказа лежит нечто неожиданное, чудесное, преображающее человека и примиряющее его с другими. Однако в этом и в других рассказах «гармония» благополучного исхода бралась под сомнение авторской иронией. Для Андреева социальная гармония вне общей нравственной победы добра над злом была весьма отдалённой.

В качестве примера можно привести рассказ «Баргамот и Гараська» (1898). Иван Акиндинович Бергамотов, огромный и «громогласный» городовой, недаром получил прозвище «Баргамот», ассоциирующееся то ли с «бегемотом», то ли с «обормотом». В этом слове заключена та неприязнь, которую испытывают к постовому все бродяги, босяки, воры и пьяницы Пушкарской улицы, называемые «пушкарями». Автор называет его тупым «мастодонтом», бездушной «дубиной», «куском мяса». Баргамот хватает пушкаря Гараську и тащит в участок, желая предупредить возможное намерение «пьянчужки» что-либо украсть. У нас складывается определённое представление об этом Гараське «с большим отвислым красным носом», «не человек, а язва», первом скандалисте и мастере сквернословить. Однако неожиданное упоминание Гараськой воскресения Христова вынуждает Баргамота отпустить ворот рубахи пойманного «пушкаря», который падает и разбивает пасхальное яичко, приготовленное для городового. Первая неожиданность рождает цепочку последующих случайностей и непредвиденных обстоятельств: Баргамот зовёт Гараську к себе домой «разговляться», жена городового гостеприимно угощает оборванца, называет его даже по имени-отчеству. Происходит перерождение личности, просветление души, соответствующее жанру «пасхального» рассказа. Но завершается произведение новой неожиданностью: Гараська воспринимает уважительные слова с острой болезненностью, так как ему становится ясной его жалкая каждодневная участь униженного существа. «Из груди его вырываются слова… жалобный и грубый вой». Читатель захвачен этим воскресением человеческого в человеке, всепрощением и объединением людей, осознанием маленьким человеком своего попранного достоинства, наконец, этим состраданием автора к задавленному нуждой отчаявшемуся изгою-бедняку.

«Петька на даче» (1899) – рассказ о 10-летнем мальчике, отданном в «люди» и проводящем дни и ночи в тупом и напряжённом труде. И в парикмахерской, где он подносит воду, и на близлежащей улице, где снуют «равнодушные, злые или распущенные люди», царит обстановка, совершенно враждебная душе подростка. Едва заметная портретная деталь – морщинки на лице ребёнка – красноречиво говорят о тяжести подневольного его существования.

Случается «чудо», некое сюжетное «вдруг», и Петьку вывозят на дачу, принадлежащую хозяевам его матери – Надежды. Резкая перемена жизненных обстоятельств и художественного пространства рассказа позволяет душе мальчика пробудиться от постоянного полусна, она расцветает настолько, что пропадают морщинки и рождается чувство жизни, ранее недоступное ребенку. К сожалению, это возрождение, переживаемое Петькой, длится совсем недолго, и Петьке необходимо вернуться в ненавистную ему городскую парикмахерскую. Круг замыкается. И только имя матери смутно говорит о потенциальной возможности жизненного обновления. Рассказ повествует о гуманистической устремлённости его автора, о преемственности демократических традиций, идущих от Чехова, чьи рассказы «Спать хочется» и «Ванька» невольно вспоминаются при чтении.

Мальчика из бедной семьи Сашку («Ангелочек» (1899)) зовут под Рождество на ёлку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? Рождество – праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми и внимательными, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди – братья. Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того, он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище. Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля. Однако Сашка не хочет вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его ухоженного сынка. Читатель не сразу замечает, как автор начинает иронизировать над ситуацией, которую он сам же создаёт в рассказе. По форме – это типичный «рождественский рассказ», один из тех, что в обязательном порядке печатались в российских газетах на Рождество. Но по сути это рассказ как бы пародирует типичную «рождественскую» историю о бедном, несчастном ребёнке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили и сделали на один день счастливым. Сам автор не верил в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. Сашка отлично знает цену и «лысому господину» (хозяину дома), и его жене, и их вежливому сынку. Сашка понимает, что их благополучие зависит от каторжной работы его матери и отца. Но Сашка видит на ёлке воскового ангелочка, который ему очень нравится. Вот почему мальчик готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка. И тут происходит короткое чудо! «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворённым рукой неведомого художника личиком ангела». Это очень важный момент в рассказе. В одной фразе Андреев говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того: именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.

И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери, а к бедной сироте Марии (жене обычного плотника). И родился Христос не в царских покоях, а в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. Пародируя типичную «рождественскую» историю, Андреев возвращает нас к подлинному смыслу этого великого религиозного праздника.

В ангелочке сосредоточилось для ребёнка «всё добро, сияющее над миром». Любуясь игрушкой, и сын, и жалкий отец «по-разному тосковали и радовались, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». Но фигурка тает у горячей печки, от ангелочка остается лишь «бесформенный восковой слиток». В этом эпизоде выражена главная мысль автора об иллюзорности человеческих надежд на счастье.

Это рассказ, навеянный произведением Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», вдохновил А. Блока на стихотворение «Сусальный ангел» (1909).

«В подвале» – так называется рассказ писателя, созданный в 1901 году. Тогда, когда Горький пишет свою пьесу «На дне». Совпадение даты оказалось знаменательным. Оба произведения затрагивают родственный жизненный материал и свидетельствуют о типологической общности, возникшей в творчестве обоих авторов. В произведении Андреева тоже нарисован «подвал, похожий на пещеру», где влачат своё существование люди «дна» – воры, пьяницы, сутенёры и проститутки. Но писатель по-своему направляет сюжетное развитие. В его подвал является не странник-утешитель, а молодая обманутая мать с недавно появившимся на свет ребёнком. И происходит «чудо» в жизни огрубевших ожесточившихся людей. Каждый тянется к маленькому существу, стремится приласкать его, помыть, покачать, окружить нежностью и заботой. В этих людях открываются «душ золотые россыпи», обнаруживается поразительная человечность, не умершая в их натурах.

Рассказы «У окна» (1899) и «Большой шлем» (1899) интересны свое обращённостью к миру мещанства. Продолжая чеховские и горьковские традиции, они рисуют людей, отгородившихся от живой жизни, замкнувшихся в четырёх стенах и более всего ценящих обывательский покой. Впоследствии, развивая эту тему, Андреев трактует саму человеческую жизнь как бессмысленную игру, как маскарад, где человек – марионетка, фигура под маской, которой управляют непознаваемые силы.

В рассказе «Большой шлем» (1899) четверо людей, играя в винт «лето и зиму, весну и осень» в течение многих лет, ничего не знают друг о друге. А где-то вне дома происходят какие–то события: «...дряхлый мир покорно нёс тяжёлое бремя бесконечного существования и то краснел от крови, то обливался слезами, оглашая свой путь в пространстве стонами больных, голодных и обиженных». Когда один из игроков умер, оказалось, что никто не знал, кто он и где он жил. Жизнь, личность обесценены до предела.

«Рассказ о Сергее Петровиче» (1900) Андреев считал одним из лучших своих созданий. В дневниковой записи (1 апреля 1900 г.) обозначено: «...это рассказ о человеке, типичном для нашего времени, признавшем, что он имеет право на всё, что имеют другие, и восставшем против природы и против людей, которые лишают его последней возможности на счастье. Кончает он самоубийством – «свободной смертью», по Ницше, под влиянием которого и рождается у моего героя дух возмущения».

Герой рассказа Сергей Петрович – «обыкновенный» студент–химик, обезличенная и изолированная в буржуазном обществе «единица». Обращение к философии Ницше не помогает герою найти выход из тупиков жизни, нивелирующей его как личность. «Восстание» по–ницшеански абсурдно и бесперспективно. Формула: «Если тебе не удаётся жизнь, знай, что тебе удастся смерть» – даёт Сергею Петровичу только одну возможность утвердить себя – самоубийство. Протест героя Андреева против подавления личности приобретает специфическую форму, имеет не столько конкретно-социальную, сколько отвлечённо-психологическую направленность.

В отличие от Горького, Андреев утверждает право человека на свободу в её индивидуалистическом понимании. Но и этот рассказ заключает в себе глубокую иронию автора, в нём звучит открытое неприятие ницшеанской философии: «...обездоленная и обезличенная, «единица» под её воздействием превращается вовсе в «нуль».

Особенности :

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.[источник не указан 1196 дней]

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, РерихРепинБлокЧехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.


21.01.2019; 22:47
хиты: 141
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь