пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

Особенности ранней лирики Маяковского: темы, лирический герой, новаторство в области поэтического языка и стиха (стихотворения наизусть).

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его произведений пьесы и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи социальной революции. В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно.

 В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления.

 

Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю. Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского

Cтихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир: "Простыни вод под брюхом были. Их рвал на волны белый зуб. Был вой трубы - как будто лили любовь и похоть медью труб". Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память.

Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору "вытекающим глазом", ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

 Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др.

 В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками: "А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово?"

Любовь Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

 Мотив Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

 Культурная связь Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - это гражданственность поэзии, его живой отклик на современные явления.

 Критический пафос Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе. Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. Поэт это ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность. По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

(лекции Фроловой)

Владимир Владимирович Маяковский

(1893-1930)

Маяковский Владимир Владимирович (7 (19) июля 1893, село Багдади, Кутаисская губерния - 14 апреля 1930, Москва). Родился в семье лесничего. Отец Маяковского происходил из дворянской семьи.

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В 1906, после внезапной смерти отца, от заражения крови, семья Владимира Маяковского переезжает в Москву. В Москве он поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б.Л. Пастернака. В марте 1908 года был исключен из V класса за неуплату.

Увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов, в 1910 был отпущен на поруки матери, как несовершеннолетний, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.

1911 Владимир Маяковский становится учащимся «Школы живописи, ваяния и зодчества» в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка как, одного из лидеров группы кубофутуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. Первые публикации Маяковского (стихотворения «Ночь», «Утро») появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: «Пощечина общественному вкусу».

В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского — «Я!» с иллюстрациями автора и его товарищей по «Школе живописи, ваяния и зодчества» — В. Чекрыгина и Л. Шехтеля. Маяковский, вместе с Бурлюком, В. Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России — коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим). За эти публичные выступления Маяковский и Бурлюк были исключены из училища в феврале 1914 года. В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль — поэта Владимира Маяковского. Аллегорические персонажи пьесы сопоставимы с персонажами пьес Велимира Хлебникова.

Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир Маяковский, которому было отказано во вступлении в действующую армию по причине политической неблагонадежности, пишет ряд «антивоенных» произведений. Однако крупнейшим произведением Маяковского того времени является поэма «Облако в штанах» ((1914-1915).

В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). В них сильно влияние образности и стилистики поэтов-«сатириконцев» (Саша Черный и другие), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах Маяковского советского периода.

В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л.Ю. и О.М. Бриков. О.М. Брик финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов «Взял», а Л. Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.

В начале сентября 1915 Маяковского призвали на военную службу, он был определен в тыловую Военно-автомобильную школу под Петроградом, где и служил до 1917 года. Во время службы Маяковский продолжал печататься (благодаря помощи О.М. Брика).

Поэмы Маяковского 1910-х («Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915-1916), «Человек» (1916-1917), отталкиваясь от ситуации, реально присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифа Маяковского». К нему добавляется новый аспект — безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.

Февральская революция, а впоследствии - октябрьская революция были первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил. Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление всей тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства.

Ранний период творчества В.В. Маяковского интересен прежде всего тем, что здесь поэт более непосредственно, чем после революции, выражает себя. В поэзии Маяковского появляется лирический герой, для которого характерно:

* особое мироощущение - лирический герой раннего Маяковского находится в двух пространственных сферах: город, планета, космос. Он находится между городом и Вселенной, между обыденным и прекрасным. Лирический герой Маяковского существует в огромном пространстве и «сиюминутном» - «маленьком» - времени. Он живет исключительно мгновением настоящего, правда, заметна и его устремленность в будущее (стремление изменить окружающую действительность, свойственная всем футуристам). Лирический герой раннего Маяковского не ощущает своей принадлежности к истории страны, не чувствует себя частью народа (отсутствует коллективное сознание).

 

* лирический герой Маяковского живет в напряжённом противопоставлении себя окружающему миру (явное противостояние я – мы). «Мир», «вы», «ты» мыслятся и ощущаются как мелкое, ничтожное, обывательское, мещанское, по отношению к которому возможно самое резкое – до хулиганского – отношение. Маяковский использует сниженную лексику и каламбуры:

 

Нате!

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

(1913)

 

Никчемное самоутешение

Мало извозчиков?

Тешьтесь ложью.

Видна ли шутка площе чья!

Улицу врасплох огляните –

Из рожь её

чья

не извозчичья?

Поэт ли поет о себе и о розе,

девушка ль

в локон вплетает ухо –

вижу тебя,

сошедший с козел

король трактиров

ёрник и ухарь.

(1916)

Предельно резкая лексика выражает возмущение, негодование поэта, сообщает его ненависть, презрение к душевно опустошённым людям, не понимающим искусства, сделавшим из него предмет праздного любопытства. Его резкость вынужденная, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким вызовом. В то же время проявляется устойчивая тенденция самовосприятие и самоощущение своей избранности - в центре этого «физического» мира поставлено «я» поэта («Я» - название цикла стихов 1913 года): « Я – бесценных слов транжир и мот», «Я златоустнейший», «Я, медлительный и вдумчивый пешеход». На противопоставлении себя и мира строятся большинство стихов Маяковского («А вы могли бы?» «Ничего не понимаю», «Кофта фата», «Вам!»).

 

А все-таки

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами подмышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

(1914)

 

* эпатаж. Лирический герой – хулиган и скандалист, который постоянно стремится унизить окружающую его действительность и людей (плевок или удар в лицо, неоправданная жестокость и грубость):

 

Несколько слов обо мне самом

Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

за тоски хоботом?

А я -

в читальне улиц -

так часто перелистывал гроба том.

Полночь

промокшими пальцами щупали

меня

и забитый забор,

и с каплями ливня на лысине купола

скакал сумасшедший собор.

(1913)

 

Мое к этому отношение

Май ли уже расцвел над городом, плачет ли, как побитый, хмуренький декабрик, - весь год эта пухлая морда маячит в дымах фабрик. Брюшком обвисшим и гаденьким лежит на воздушном откосе, и пухлые губы бантиком сложены в 88. Внизу суетятся рабочие, нищий у тумбы виден, а у этого брюхо и все прочее - лежит себе сыт, как Сытин.

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже, характер - как из кости слоновой точен, а этому взял бы да и дал по роже: не нравится он мне очень.

(1915)

 

Ко всему

Довольно!

 

Теперь -

клянусь моей языческой силою!-

дайте

любую

красивую,

юную,-

души не растрачу,

изнасилую

и в сердце насмешку плюну ей!

(1916)

За плевками и надругательствами стоит стремление обличить буржуазное общество, изжить пороки ему присущие. Для Маяковского это своеобразный бой с несовершенствами действительности. Чаще всего, особенно в стихотворении «Ко всему», используя выходки подобного рода, лирический герой пытается скрыть внутренние переживания, как любовного (разбитое сердце), так и социального плана.

* эмоциональность. М.Л. Гаспаров отмечал, что для поэтики Маяковского свойственен образ площадного митингового оратора, «человека современности объявляющего новые истины». Возникает яркая публицистичность (риторические вопросы и восклицания) и экспрессивность лексики (неологизмы, просторечия, жаргонизмы, нецензурная брань) и синтаксиса, то есть лирический герой либо зовет за собой, либо обличает несовершенства. На это указывает и поэтика заглавий стихотворений В.В. Маяковского «Нате!», «Вам!», «Эй!». Именно с помощью экспрессии лирический герой реализует свое отношение к тому, что происходит:

Послушайте!

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

(1914)

Вам!

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие нажраться лучше как,-

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

(1915)

* тотальное одиночество лирического героя:

 

Себе, любимому

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи

бредовой,

недужной

какими Голиафами я зачат -

такой большой

и такой ненужный?

(1916)

 

Основные темы лирики Маяковского в ранний период творчества были:

* тема поэта и поэзии («Нате!», «Кофта фата», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «А все-таки» «Себе, любимому»). Поэт у Маяковского, с одной стороны, предстает площадным оратором, который обращается к толпе:

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

(«Нате!»)

Людям страшно - у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

(«А все-таки»)

 

С другой стороны, представлена ранимая душа поэта:

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

(«Нате!»)

 

Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это?» «Как это?» …

«Боже!», бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а доказать ничего не умею!»

(«Скрипка и немножко нервно)

 

Именно данная тема у Маяковского тесно переплетается с социальным обличением мещанского образа жизни: умение ценить прекрасное, пошлости, закостенелости. Поэт для толпы это чудак, который способен лишь «кривляться», а искусство – предмет праздного любопытства:

 

Музыканты смеются: «Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!» А мне — наплевать! Я — хороший. «Знаете что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»

(«Скрипка и немножко нервно»)

 

Не потому ли, что небо голуб_о_,

а земля мне любовница в этой праздничной чистке,

я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо,

и острые и нужные, как зубочистки!

(«Кофта фата»)

 

Поэтому для поэта мещане и обыватели – «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «ощетинит ножки стоглавая вошь», «Все эти, провалившиеся носами, знают…». Маяковский же заявляет о подлинном предназначении поэта: «а я вам открыл столько стихов шкатулок», «просит - чтоб обязательно была звезда! / - клянется - не перенесет эту беззвездную муку!».

В то же время лирический герой Маяковского готов на жертву ради таких людей, если они захотят меняться (см. «Облако в штанах»).

 

 

* тема любви («Лиличка (вместо письма)», («Ко всему»), (поэма «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек»). Лирический герой стихотворений и поэм, где затрагивается тема любви, биографически близок автору. Тема любви у Маяковского представлена драматически, так как это либо неразделенная любовь, либо лирический герой потерпел неудачу в любви:

 

Любовь!

Только в моем

воспаленном

мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите -

срываю игрушки-латы

я,

величайший Дон-Кихот!

(«Ко всему»)

 

Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще — выгонишь, можешь быть, изругав.

(«Лиличка»)

 

Лирическое произведение «Лиличка» - это прощание с любимой женщиной (письмо). Однако здесь нет светлого пушкинского прощания-прощения («Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим»). У Маяковского возникает «иная» любовь:

 

Тело твое просто прошу.

Мария – дай!

(«Облако в штанах»)

Чувство лирического героя вполне определенно и естественно: телесное «дай!». И вновь здесь нет пушкинского («Я помню чудное мгновенье»). Однако Маяковский умело поэтизирует данное чувство, уподобляя его грандиозным природным силам – морю и солнцу:

 

Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. …

Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

(«Лиличка»)

Это подчеркивает романтический характер лирического героя, для которого любовь – смысл жизни. Для него любить возможно лишь всей душой, полностью принося себя в дар, поэтому обжегшись он делает неутешительный вывод, что теперь не будет любить («души не растрачу»):

 

Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег («Лиличка»)

У Маяковского встречается переплетение темы поэта и поэзии и темы любви:

 

Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени. («Лиличка»)

Лирический герой противопоставлен «поэту». Это новое в отношении к словам «поэт» и «поэзия» (вместо мистического и восторженного – по крайней мере неоднозначное: тяжёлый, но полезный труд и нечто высшее, неописуемое одновременно), что свойственно Маяковскому.

* у Маяковского в раннем периоде творчества отсутствует тема Родины, так как он не объединяет своей личной судьбы с исторической судьбой «старой» России. В его стихах возникает константный образ россиянина (мещанина):

 

За столиком. Сияние. Надежда сияет сердцу глупому. А если за неделю так изменился россиянин, что щеки сожгу огнями губ ему.

Не слушаюсь. Вижу, вправо немножко, неведомое ни на суше, ни в пучинах вод, старательно работает над телячьей ножкой загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он. Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он. Два аршина безлицого розоватого теста! хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи мягкие складки лоснящихся щек.

Сердце в исступлении, рвет и мечет. «Назад же! Чего еще?»

Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук? Душа не хочет немая идти, а сказать кому?

(«Надоело»)

У Маяковского Россия представлена лишь так:

Я не твой, снеговая уродина.

Глубже

в перья, душа, уложись!

И иная окажется родина,

вижу -

выжжена южная жизнь.

(Россия)

Л.Тимофеев считает, что в раннем творчестве «Маяковский стремится изобразить человека… на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем. Это требовало соответствующей организации речи, доведения ее до высшей степени эмоциональности».

* будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложнённости и деформации их. Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадался на плоскости и объёмы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создавал своеобразную игру рассечённых частей (см. «Из улицы в улицу», «Кофта фата» «Лунная ночь»).

* концепция «самовитого» слова, то есть слова, очищенного от позднейших смысловых наслоений, как говорили футуристы, слова в его первоначальном виде, или слова, придуманного самим творцом, которое не замутнено ничем. Слово «самовитое» является именно таким созданным искусственно словом. Поэтому уже в ранних стихах Маяковского много неологизмов:

а) обилие слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами:

 

Шумики, шумы и шумищи

Проносят девоньки крохотные шумики.

Ящики гула пронесет грузовоз.

Рысак прошуршит в сетчатой тунике.

Трамвай расплещет перекаты гроз.

(1913)

Адище города

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие светами адк_и_.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

(1913)

С помощью неологизмов возникает художественный прием – антитеза. Как отмечает В. Тренин, «присоединив уничижительный суффикс ко второму слову, Маяковский добился особого смыслового эффекта: усиления отрицательной эмоциональной окраски и в предыдущем слове, которое может иметь не только презрительный, но и ласкательный оттенок».

б) Маяковский также часто пользуется приемом необычного множественного числа, но, в отличие от символистов, он не изобретает новых отвлеченностей, а оперирует обычными словами, имеющими предметное значение и окаменевшими в единственном числе:

 

Я и Наполеон

Не надо!

Пусть не трясется!

Через секунду

встречу я

неб самодержца, -

возьму и убью солнце!

(1915)

в) излюбленный Маяковским способ форсирования словесных значений – создание необычных степеней сравнений:

Война и мир

Очистительнейшей влагой вымыт грех отлетевшей души. ...Дантова ада кошмаров намаранней.

(1916)

г) Самая богатая область словотворчества Маяковского – создание новых глаголов путем присоединения к обычным формам глагола различных приставок.

Гимн взятке

Думает чиновник: Эх, удалось бы этак на двести бабочку вытелю [рифма: кителю].

(1915)

 

Война и мир

И волны всех морей по нем изостлались бархатом. ...Громоголосие меди грохотом изоржав... ...в ладонях своих изогрей их...

(1916)

д) вульгаризмы: «улица муку перла», «хохочут и жрут».

е) разговорные слова: громадина, пятерня.

Эта переделка, как и многие другие, показывает, что при обработке текста Маяковский стремился активизировать образную структуру стиха, нагружая слова дополнительными оттенками значений.

* В стихе Маяковского происходит, как говорил О.М. Брик, своеобразное «размыкание» синтаксических связей. Определения обособляются от определяемых, дополнения – от

управляющих слов, отношения между субъектом и объектом действия перестраиваются заново (Видите - небо опять иудит).

* Стих Маяковского - ораторский, направленный на выступление перед большой аудиторией. Маяковский активно использовал тонический стих: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически:

Дешевая распродажа

Слушайте ж:

Всё, чем владеет моя душа, — а её богатства пойдите смерьте ей! — великолепие, Что в вечность украсит мой шаг, И самое моё бессмертие, Которое, громыхая по всем векам, Коленопреклонённых соберёт мировое вече, — Всё это — хотите? — Сейчас отдам За одно только слово Ласковое, Человечье.

* рифме поэт уделял большое значение. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало этому слову особый вес. Рифма Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середину и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно. Часто поэт использует составную рифму:

Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!»

* особая цветопись (метафорическая усложненность образов). Цветопись – это способ передачи цвета языком художественного произведения. Люди живут в мире, где цвет имеет большое значение. Благодаря цвету, в нашем сознании складываются различные образы окружающего мира:

Ночь

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги.

И раньше бегущим, как желтые раны,

огни обручали браслетами ноги.

(1912)

Поэзия В. Маяковского тоже своего рода живописный этюд: яркая пластика стихов поэта говорит о том, что на мир смотрит художник по-особому, он видит его в красках. В. Маяковский щедро насыщает поэзию красками природы, видениями города. В отличие от других, символика цвета у поэта играет огромную функциональную роль. Дерзкие,

развернутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы. Например, в стихотворении «Ночь» поэт использует белый цвет, который символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. С помощью цвета автор создает емкую метафору, запоминающийся образ – «черными ладонями сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты». Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет. С помощью цветовой детали поэт показывает необычность мира, в котором живет.

 

А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

(1913)

Данное стихотворение начинается с символического жеста художника-бунтаря «Я сразу смазал карту будня, / плеснувши краску из стакана». Резко выплеснутая краска образует на «карте будня» пятно – новый материк, неизведанный путешественниками и учеными. Постепенно контуры меняются расширяясь и разрушая обыденность («я показал на блюде студня», «На чешуе жестяной рыбы»), которой противопоставлены «косые скулы океана», «прочел я зовы новых губ». Итог – это игра «на флейте водосточных труб», когда обыденное, то к чему все присмотрелись превращается в высокое искусство. Цвет и метафоры вскрывают основной стержень стихотворения.

* предметность, чтобы подчеркнуть будничность происходящего (см. «А вы могли бы?»)

«Облако в штанах» (1915) – тетраптих В.В. Маяковского. Работа над поэмой (это жанровое определение закрепилось в литературоведении) была начата в январе 1914 года, затем прервана. Маяковский вернулся к ней весной и летом 1915 года и закончил в июле. Отрывки из пролога и 4-й части были напечатаны в сборнике «Стрелец». Первое отдельное издание с большими цензурными изъятиями – сентябрь 1915 года, затем в авторском сборнике «Простое как мычание» (1916). Изъятые цензурой отрывки опубликованы в журнале «Новый сатирикон» (1917). Потом, свою реакцию на действия цензуры Маяковский выразит в предисловии к полному изданию: «Облако в штанах» считаю катехизисом сегодняшнего искусства; «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Полностью поэма вышла в начале 1918 года в издательстве «Асис». Импульсом к созданию поэмы стала безответная любовь к юной Марии Денисовой (скульптор). Правда, позже, познакомившись с Л.Ю. Брик, Маяковский сказал, что посвятил «Облако в штанах» ей. «После чтения он спросил её: «Можно посвятить Вам?» - и вывел под заглавием: «Тебе, Лиля». На поэме, которая родилась из одной драмы любви, появилось имя персонажа другой любовной драмы, заполнившей многие годы жизни, гораздо более напряженной и испепеляющей по своему внутреннему содержанию.

Нужно вспомнить и о том, что поэма создавалась в самый разгар военного конфликта, поэтому в ней так явно звучит протест и нравственный, и социальный, и эстетический. Грубая, жестокая реальность предстает враждебной и он вступает в борьбу с буржуазным

миропорядком в то время, когда решаются судьбы народов. Пришло время искоренять зло (мещанство), искажающее мораль и саму идею искусства (возникает надежда изменения миропорядка). Основная правда – это его правда, поэтому изначально Маяковский назвал поэму «Тринадцатый апостол». В данном заглавии заключена, с одной стороны, насмешка над официальной религией, с другой - идея всесторонней «апостольской проповеди», которая должна быть принесена человечеству «новое» учение о жизни, «новый» мир и «новую» религию. Очень важен и тот момент, что поэт проводит явные параллели между поэмой и Библией: «В начале было Слово». Отталкиваясь от этой мысли, он пытается, создавая новый стиль и язык, переделать существующий миропорядок. К. Чуковский писал: «Ведь Маяковский в то время совершил одну из величайших литературных революций, какие только бывали в истории всемирной словесности. В своем «Тринадцатом апостоле» он ввел в русскую литературу и новый, небывалый сюжет, и новую, небывалую ритмику, и новую, небывалую систему рифмовки, и новый синтаксис, и новый словарь…». Из-за цензуры заглавие пришлось поменять. Маяковский вспоминал: «Что вы, на каторгу захотели? Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие <…> Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах». Так появилось новое заглавие, которое Маяковский поясняет так:

Хотите –

буду от мяса бешеный –

и, как небо, меняя тона –

хотите -

буду безукоризненно нежный,

не мужчина, а - облако в штанах!

Заглавие акцентирует внимание читателя на одной теме – любви, которая имела принципиально новую трактовку. Облако (заметьте не облака), так как любовь одного человека. Облако – это что-то возвышенное, духовное, тождественное чувству любви, но автор снижает данный компонент заглавия, включая его в контекст «в штанах». Маяковский в поэме трактует любовь как понятие и духовное и телесное (физическое). Тем не менее, эта тема в поэме переплетается и вскрывает ряд традиционных для Маяковского тем и мотивов – поэта и поэзии, мотив социального обличения, богоборческие мотивы.

В четырех главах поэмы ключевой становится несчастная любовь лирического героя к Маше. Любовь у Маяковского здесь представлена в нескольких ипостасях:

* ожидание любви:

Будет любовь или нет?

Какая -

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

* расставание:

Вошла ты,

резкая, как «нате!»,

муча перчатки замш,

сказала;

«Знаете -

я выхожу замуж».

Здесь возникает противопоставление того, что под словом любовь понимают обыватели (деньги, комфорт, уверенность в завтрашнем дне) и то, как это чувство понимает сам лирический герой (отождествление с Джеком Лондоном):

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги,

любовь,

страсть», -

а я одно видел:

вы - Джиоконда,

которую надо украсть!

Уметь любить – высокое искусство. Страдания от любви касаются исключительно души, которая становится одинокой и бесприютной:

Опять влюбленный выйду в игры,

огнем озаряя бровей з_а_гиб.

Что же!

И в доме, который выгорел,

иногда живут бездомные бродяги!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

ему уже некуда деться.

И вновь как в стихотворении «Нате!» мещане не способны понять страдающей души:

Нельзя сапожища!

Скажите пожарным:

на сердце горящее лезут в ласках.

* стремление вернуть возлюбленную:

Мария!

Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?

Птица

побирается песней,

поет,

голодна и звонка,

а я человек, Мария,

простой,

выхарканный чахоточной ночью в грязную руку

Пресни.

Мария, хочешь такого?

Пусти, Мария!

Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка!

* стремление обрести «новую» любовь, не приносящую боли:

 

Мария!

Поэт сонеты поет Тиане,

а я –

весь из мяса,

человек весь -

тело твое просто прошу,

как просят христиане -

«хлеб наш насущный

даждь нам днесь».

Мария - дай!

Здесь возникает идея нового «Евангелия» (богоборческие мотивы), проповедь «новой» любви. Но в то же время далее Маяковский пишет:

Значит - опять

темно и понуро

сердце возьму,

слезами окапав,

нести,

как собака,

которая в конуру

несет

перееханную поездом лапу.

Читатель возвращен к истинному пониманию чувства, о котором грезит лирический герой. Это любовь души, а не тела. Поэтому в предисловии он говорит «долой любовь!» - буржуазная любовь продажна.

* в поэме наблюдается отсутствие различий между личным и общественным, поэтому лирический герой признается в любви и всему человечеству:

Но мне –

люди,

и те, что обидели, -

вы мне всего дороже и ближе.

Видели,

Как собака бьющую руку лижет?!

Во второй главе поэмы автор обращается со страстной проповедью ко всем людям. Поднимается тема поэта и поэзии, сложного поэтического пути:

Я раньше думал -

книги делаются так:

пришел поэт,

легко разжал уста,

и сразу запел вдохновенный простак -

пожалуйста!

А оказывается –

прежде чем начнет петься,

долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая -

ей нечем кричать и разговаривать.

* отрицание традиций, идея возникновения «нового» поэта:

Что мне до Фауста,

феерией ракет

скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!

Я знаю -

гвоздь у меня в сапоге

кошмарней, чем фантазия у Гете!

Я,

златоустейший,

чье каждое слово

душу новородит,

именинит тело,

говорю вам:

мельчайшая пылинка живого

ценнее всего, что я сделаю и сделал!

* Маяковский выступает против поэзии, которая не касается жизни. Поэт не идеализирует толпу, показывая ее основные интересы:

А улица присела и заорала:

«Идемте жрать!»,

у улицы только два слова – «сволочь»

и еще какое-то,

кажется – «борщ»

* жертвенная миссия поэта:

Это взвело на Голгофы аудиторий

Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,

не было ни одного,

который

не кричал бы:

«Распни,

распни его!»

* противостояние толпа – поэт

* появляется образ положительного героя, носителя новой силы, которая приходит в мир, чтобы его переделать:

Плевать, что нет

у Гомеров и у Овидиев

людей, как мы,

от копоти в оспе.

Я знаю -

солнце померкло б, увидев

наших душ золотые россыпи!

Личная трагедия лирического героя отходит на второй план перед пафосом обличения окружающего мира и перед призывом борьбы. Лирический герой становится революционером, готовым к любой жертве во имя революции:

я у вас - его предтеча;

я - где боль, везде;

на каждой капле слёзовой течи

р_а_спял себя на кресте.

Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Это труднее, чем взять

тысячу тысяч Бастилии!

И когда,

приход его

мятежом оглашая,

выйдете к спасителю -

вам я

душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая! -

и окровавленную дам, как знамя.

В третьей главе возникает гимн футуризму (должен был переделать мир):

до крика разодранный глаз

лез, обезумев, Бурлюк.

Почти окровавив исслезенные веки,

вылез,

встал,

пошел

и с нежностью, неожиданной в жирном

человеке

взял и сказал:

«Хорошо!»

* идея мятежа, призыв к бою:

Вы думаете –

это солнце нежненько

треплет по щечке кафе?

Это опять расстрелять мятежников

грядет генерал Галифе!

Выньте, гулящие, руки из брюк -

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук -

пришел чтоб и бился лбом бы!

В четвертой главе возникают богоборческие мотивы, так как герой видит в жизни много несправедливости и обращается за ответом к Богу:

Я думал - ты всесильный божище,

а ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

из-за голенища

достаю сапожный ножик.

Меня не остановите.

Вру я,

в праве ли,

но я не могу быть спокойней.

Смотрите -

звезды опять обезглавили

и небо окровавили бойней!

Этот отчаянный крик о войне объясняет, почему лирический герой вступает в борьбу с буржуазным миропорядком, почему обрушивается на Бога, «повинного» в социальной несправедливости. И даже в момент обличения общественных проблем Маяковский вновь возвращается к глубоко личному: человек не способен разделить любовь на составляющие части (телесную и платоническую), поэтому это чувство доставляет столько боли, становясь столь ценным для каждого человека:

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

сделал,

что у каждого есть голова, -

отчего ты не выдумал,

чтоб было без мук

целовать, целовать, целовать?!

Таким образом, любовь для Маяковского явилась универсальной категорией для того, чтобы показать как внутреннюю драму, так и социальные несовершенства действительности.


20.12.2019; 11:26
хиты: 1150
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь