пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

43. Становление мировоззрения и творчества А. П. Чехова.

Чехов Антон Павлович (17(29)01. 1860, Таганрог - 2(15)07.1904, Баденвейлер (Германия, похоронен в Москве) - писатель и драматург. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884), после чего занимался медицинской практикой. Как при жизни Чехова, так и сегодня, вокруг его произведений, их интерпретации идут дискуссии, что обусловлено глубиной и сложностью воззрений самого писателя.

Развивая великие гуманистические и демократические традиции русской реалистич. литературы, Ч. отразил в своём творчестве противоречия русской жизни конца 19 в. и кануна буржуазно-демократической революции 1905—07. Он выступил на рубеже 19—20 вв. как замечательный художник-новатор, новеллист и драматург. Мировоззрение Ч. складывалось в годы перехода от разночинского этапа освободительного движения в России к пролетарскому. Особенностями этого времени объясняется идейно-тематич. содержание творчества Ч.

Ранний период творчества Ч. — 1-я половина 80-х гг. — отмечен участием в юмористич. журналах, созданием блестящих комич. рассказов, отличающихся лаконизмом, тонким юмором, острой наблюдательностью, уменьем обнаружить уродливые явления в быту. Объектами юмора и сатиры в произведениях молодого Ч. были произвол, хамство, невежество, самоуверенность, как характерные черты психологии господ, и порождённые ими подхалимство, тупость, отсталость, заискивание, унижённость, как отличительные черты людей, воспитанных в рабской психологии («Смерть чиновника», 1883, «Дочь Альбиона», 1883, «Толстый и тонкий», 1883, «Маска», 1884, и др.). Комич. ситуации в рассказах Ч. были отражением типич. явлений общественной жизни самодержавной России периода политич. реакции («Хамелеон», 1884, «Унтер Пришибеев», 1885). Уже в этих рассказах изображение мещанства, обывательщины, бюрократизма, мелочей жизни, подавляющих человека, достигло той социальной остроты, к-рая сближала чеховский юмор с сатирой М. Е. Салтыкова-Щедрина, в особенности с его произведениями 80-х гг. («Сказки», «Мелочи жизни», «Пестрые письма»). В середине 80-х гг. демократические тенденции в творчестве Ч. становятся всё более определёнными. В рассказах «Горе» (1885), «Ванька» (1886), «Тоска» (1886), «Враги» (1887) выражена любовь писателя к людям из народа, к труженикам-интеллигентам, скорбь по поводу несправедливости, изуродованности человеческих отношений. В них уже обнаруживаются мягкий лиризм и грустный юмор, столь свойственные зрелым произведениям писателя. Во 2-й половине 80-х гг. углубляется мировоззрение Ч. и социально-философское содержание его творчества. Он стал глубоко сознавать свою ответственность как писателя, размышлять над общественной ролью литературы. «Ее назначение — правда безусловная и честная» (там же, т. 13, 1948, стр. 262). Ч. расстаётся с журналом «Осколки», трезво оценивая его редактора, Н. А. Лейкина: «Это добродушный и безвредный человек, но буржуа до мозга костей» (там же, т. 14, 1949, стр. 218). В новеллах «Счастье» (1887), «Свирель» (1887), в повести «Степь» (1888) появляется тема родины и народного счастья. В рассказе «Счастье» старый пастух, к-рый на своём веку «раз десять искал счастья», с грустью размышляет: «Есть счастье, а что с него толку, если оно в земле зарыто?». В повести «Степь» Ч. выступил как гениальный мастер пейзажа, к-рый служил ему для выражения глубокого философского и психологич. содержания. Рисуя прелесть русской степной природы, Ч. передаёт ощущение творческих сил народа, его неразвернувшихся возможностей; художнику «начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей» (там же, т. 7, 1947, стр. 52). В рассказе «Свирель» художник словами одного из мужиков даёт лаконичную и меткую, насыщенную народным юмором характеристику деградации русского барства на протяжении всего 19 в.: «Али оно с удочкой сидит и рыбку ловит, али оно лежит вверх пузом и книжку читает, али промеж мужиков топчется и разные слова говорит, а которое голодное, то в писаря нанимается»

А.П. Чехов родился в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки П.Е. Чехова, был третьим ребенком в семье (всего детей было шестеро). Он обучался в греческой школе в Таганроге, а в августе 1868 г. поступил в приготовительный класс таганрогской мужской классической гимназии, старейшего учебного заведения юга России. Гимназический период Чехова был важным этапом его духовного созревания, там

формировалось его мировоззрение, любовь к литературе, музыке и театру. Посещение таганрогского театра, где он впервые побывал в 1873 г., оставило у писателя яркие впечатления. Юный Чехов издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки.

В 1879 г. Чехов окончил гимназию, в том же году переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова), где учился у известных профессоров того времени, к примеру, у Н. Склифосовского. В 1884 г. Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в больнице подмосковного Воскресенска, где жил его брат Иван. Затем Чехов работал в больнице города Звенигорода.

В Звенигороде Чехов замещал заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю работу уездного врача: судебно-медицинские вскрытия, показания на судах в качестве судебно-медицинского эксперта. Наступает время, когда Чехов начинает колебаться в окончательном выборе своего призвания. Медицина становится одновременно и помехой литературе, и неиссякаемым источником для сюжетов писателя. В то время он готовился к экзаменам на степень доктора медицины, для чего собирал материалы по истории врачебного дела, но не довел работу до конца. С одной стороны были трудности, с которыми Чехов сталкивался во врачебном деле, а с другой – успешные литературные опыты и Пушкинская премия Академии наук. Это определило окончательный выбор писателя. С тех пор Чехов ограничивается редкой частной врачебной практикой. В 1891-1892 гг. он принимает участие в борьбе с последствиями голода и эпидемией холеры. И его врачебная деятельность нашла своеобразное признание в профессиональной среде. В 1902 г. члены Пироговского съезда врачей в Москве единодушно отблагодарили писателя за его литературную деятельность, за создание реалистичных образов медицинских деятелей в русской литературе.

Но даже в годы литературного признания и отхода от постоянной врачебной практики Чехов ощущал свою связь с миром медицины, его интересуют успехи науки в этой области. Он помогает медицинским журналов «Хирургическая летопись», «Хирургия», нуждавшихся в средствах, долгие годы он был читателем газеты «Врач» и публиковался в ней. В 1895 г. Чехов принял участие в съезде московских земских врачей, собравшихся в земской психиатрической больнице в с. Покровском. Тяготение Чехова к психиатрии прояви лось в таких его произведениях, как «Палата № 6», «Припадок» и «Чёрный монах».

Благодаря Чехову литература обязана появлению в ней галереи образов врачей, фельдшеров, пациентов. Его рассказы – это своеобразный диагноз обществу, его порокам. В качестве практикующего доктора Чехов получил обильный материал для художественных обобщений, наблюдая изнутри жизнь самых разных социальных слоёв. Хотя Чехов изображал врачей зачастую карикатурно, но в то же время подчеркивал гуманистическую сущность врачебного дела в целом, призывая врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Во многом благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник образ врача-интеллигента, приверженца гуманистических идеалов.

Еще в декабре 1879 г., будучи студентом первого курса, Чехов опубликовал в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к ученому соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.». Это были первые публикации Чехова. В последующие годы Чехов писал рассказы, фельетоны, юморески под псевдонимами «Антоша Чехонте» и «Человек без селезёнки», а иногда и совсем без подписи, в юмористических изданиях: в журналах «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др. Чехов сотрудничал с «Петербургской газетой» (с 1884 г.), с газетой «Новое время» (1886-1893 гг.) и с «Русскими ведомостями» (1893-1899 гг.).

В 1882 г. Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость». Но его издать не удалось. Через два года под псевдонимом «А. Чехонте» был издан сборник рассказов «Сказки Мельпомены». Именно в 1880-е гг. А.П. Чехов сосредотачивается на написании коротких юмористических рассказов. Но постепенно его произведения стали утрачивать юмористический характер. После выхода рассказов «Степь» и «Скучная история» Чехов становится широко известен русской публике, за его творчеством пристально следит критика. В октябре 1888 г. он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за сборник рассказов «В сумерках», вышедший за год до этого.

А.П. Чехов давно вынашивал планы отправиться в путешествие для получения новых впечатлений и для творческого подъема. Конечной целью своего путешествия писатель избрал о. Сахалин и отправился в путь весной 1890 г. Дорога через Сибирь заняла 82 дня, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири».

На Сахалин Чехов прибыл в июле 1890 г. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Он провел, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова.

Возвращался Чехов с Сахалина морским путём, через Владивосток, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал, Константинополь и Одессу. В следующие 5 лет Чехов писал книгу «Остров Сахалин». По собственному признанию Чехова, путешествие на Сахалин оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

С 1890 по 1895 гг. А.П. Чехов проживал в Москве. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В.Г. Короленко, Д.В. Григоровичем, В.А. Гиляровским, П.Д. Боборыкиным, Д.С. Мережковским, В.И. Немировичем-Данченко, известными актерами А.П. Ленским и А.И. Южиным, художником И.И. Левитаном.

С 1892 по 1899 гг. писатель проживал в своем подмосковном имении Мелихово. За эти годы Чеховым было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. В конце 1898 г. писатель купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом. Писатель страдал туберкулезом, который обострился в последние годы жизни, и Чехов переселяется в Ялту, лишь иногда приезжая в Москву. В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, А.П. Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 г. писатель вместе с В.Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почетные академики.

Летом 1904 г. Чехов выехал на лечение в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 июля 1904 г. в немецком городе Баденвайлер. Чехов был похоронен в Москве, на кладбище Новодевичьего монастыря.

Художественное творчество Чехова оказало огромное влияние на литературу и театр XX в. Его драматические произведения, которые были переведены на большое количество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара. Чехов создал новые ходы в литературе, оказав немало влияние на развитие современного рассказа. Оригинальность его творческого метода заключается в использовании приема под названием «поток сознания» (позже перенятого Дж. Джойсом и другими модернистами) и отсутствии финальной морали, так необходимой структуре классического рассказа того времени. Чехов не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.

Особенности Чехова-драматурга его современники отмечали уже при первых постановках. Изначально критика упрекала Чехова в том, что он вводит в свои пьесы излишние подробности быта и тем самым нарушает все законы сценического действия. Однако сам Чехов говорил об этом так: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни». В драматургии Чехова обыденные, повторяющиеся события повседневной жизни составляют основу всего содержания пьесы. Практически все пьесы Чехова построены на подробном описании быта, посредством которого до читателей доносятся особенности чувств, настроений, характеров и взаимоотношений героев. Подбор бытовых линий осуществляется по принципу их значимости в общем эмоциональном содержании жизни.

Именно Чехов в своих рассказах впервые в русской литературе ярко продемонстрировал образ провинциального обывателя, лишенного всякого кругозора, жажды деятельности, благих стремлений, потребности действия. Чехов, как никто другой, показал, насколько опасным для личности и для общества является такое социальное явление, как обывательщина. Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению.


22.05.2018; 17:56
хиты: 168
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь