пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

33. Женские образы в романе Л. Н. Толстого.

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в се-мье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и дру-гие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Росто-вой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в об-разе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, ка-кой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими ма-нерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные реше-ния. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Доло-хову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще про-сто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем де-лает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охва-тил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, про-сит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдох-нуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со

своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, погло-тившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угры-зениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого чело-века, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, со-здать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Бол-конская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого чело-веческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуж-дение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою ком-паньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она про-сит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обру-шился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачи-ваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воро-неже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло по-сле смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богат-стве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая по-стоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрыва-ется авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состо-яние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит

маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусствен-ность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в се-мье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и дру-гие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Росто-вой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в об-разе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, ка-кой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими ма-нерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные реше-ния. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Доло-хову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще про-сто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем де-лает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охва-тил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, про-сит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдох-нуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не

делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, погло-тившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угры-зениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого чело-века, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, со-здать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Бол-конская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого чело-веческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуж-дение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою ком-паньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она про-сит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обру-шился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачи-ваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воро-неже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло по-сле смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богат-стве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны

Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая по-стоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрыва-ется авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состо-яние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусствен-ность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Первая героиня, с которой знакомится читатель – Наташа Ростова. Черноглазая, с боль-шим ртом, некрасивая девочка. Однако автор выделяет в ней:

1. Радостное восприятие действительности. Наташа умела откликнуться на чужое горе и всегда успокоить, прийти на помошь.

2. Н. имеет замечательное природное чутье. Оно является проявлением естествен-ности ее натуры. Она чувствует боль Сони, Ильи Андреевича, узнавшего о ране-нии сына. Долохов понравился всем, кроме Наташи.

3. Характеризуя людей, она говорит о том, Борис прямоуголен, как настенные часы, Пьер – круглый.

4. Все Ростовы чудесно поют. Пение Наташи прекрасно своей естественностью: «В то время, как звучал этот необработанный голос… даже знатоки судьи ничего не говорили, только наслаждались.

5. Наташа – крылатая героиня. «Наташа умеет видеть и чувствовать красоту при-роды, настроение людей, для нее очевидна грань дурного и хорошего.

6. В героине нет общего светского отпечатка. Именно этой естественностью любу-ется князь Андрей.

7. Наташа не имеет жизненного опыта. В театре не замечает пошлости Курагиных. Она восхищается красотой Элен и не подозревает порочность Анатоля, совершая роковую ошибку.

Наташа очень своенравная. Она не желает жить по общим законам, поэтому в 15-летнем возрасте принимает ухаживания Денисова. Позже ей нравится общение с Борисом «Дружеские, не замуж, а так» - находит Наташа слова для матери.

Наташа не умеет хитрить, она пишет письмо Андрею. Ночью ее мучают угрызения со-вести. Она даже совершает попытку самоубийства. «Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Прошу меня простить».

Н. очень жертвенна, поэтому с легкостью постится, молится о спасении жизней, отдает подводы для раненых и проводит время возле постели умирающего Андрея. Она сумела спасти мать от отчаяния и смерти. В эту минуту Наташа поняла, что любовь – это часть

ее жизни. В финале произведения в 1813 г. Наташа выходит замуж за Пьера, в 1820г. Появляются дети. Героиня пополнела, «поширела», трудно было узнать в этой сильной матери тонкую, подвижную Наташу, в ее лице не было горевшего огня… видно было лицо и тело, а души видно не было… сильная плодовитая самка. Наташа была уверена, что ее муж – самый умный и образованный.

Соня. Воспитанница в доме Ростовых, добра и спокойна, вежлива, но в ней нет ростов-ской чувствительности, эмоциональности, хотя она старается быть частью семьи. Наташа назовет героиню «пустоцветом» не столько потому, что она жертвует собой ради других, а потому что в ее жертвенности есть что-то рассудочное. Соня манипули-рует Николаем, она понимает, что он верен своему слову и должен жениться на ней. Соня лишена диалектики души. Наташа признается: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она бы никогда не чувствовала, что чувствуем мы». Вокруг Наташи все го-рит и играет, вокруг Сони – зима и отчуждение.

Марья – это та героиня, которая всегда будет любить Андрея и хранить память о нем. По мнению Толстого, именно братские чувства важны в формировании личности. Ма-рья, подобно Андрею, страдает от деспотии отца, который заставляет ее учиться, читать, потому что уверен, что это спасает девушку от праздности.

Некрасивая, с тяжелой поступью, правильная Марья имеет земные девичьи мечты. «Ей представлялся муж, сильное преобладающее непонятное привлекательное существо, переносящее ее в свой необычный, но счастливый мир».

После смерти отца Марья резко повзрослела, но поняла, что жить по-своему она не мо-жет. Хотя читатель не узнает в полной достоинства, грации Марье ту незащищенную, незнающую жизни девушку. «Она с радостной улыбкой приподнялась, протянула Ни-колаю свою тонкую нужную руку и заговорила голосом, в котором первый раз звучали тонкие, женские звуки».

Преображение графини удивительно. В финале она гордость мужа. Он восхищается ее умом, Марья Николаевна ведет личный дневник, но так и не научилась разбираться в хозяйстве.

Марья в романе – это образ возвышенный. Прототипом была мать Л.Н. Толстого.

 


22.05.2018; 17:41
хиты: 124
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь