Для того чтобы глубже показать характер Раскольникова, объяснить причины появления теории и ее влияние на героя, писатель вводит в роман систему двойников -антиподов Родиона. Это, прежде всего, Свидригайлов и Лужин. У этих персонажей много общего с Раскольниковым. В частности, всех их объединяет исповедуемый ими принцип вседозволенности и эгоизма, ведь мы понимаем, что глубинная подоплека преступления Родиона — сугубо эгоистичная: герой хотел «испытать себя» ценой жизней других людей. Но, в то же время, сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее. Так, Родиону не свойственны лужинские расчетливость и эгоизм. Если Раскольников признает существование нравственных законов, хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности. Все его переживания носят глубоко эгоистический характер. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу». Более того, Раскольников абсолютно непрактичен — он даже не может уладить денежные дела со своей квартирной хозяйкой. Петр Петрович же ни на минуту не отступает от «здравого смысла» не только в своих рассуждениях, но и в повседневной жизни. Кроме того, в своей «вседозволенности» Раскольников идет до конца, совершая
преступление, сопряженное для него с огромным риском и не сулящее ему никакой конкретной выгоды. Да и решиться на этот поступок Раскольникову было чрезвычайно тяжело. Лужин же, не задумываясь, совершает подлость — клевещет на беззащитную Соню Мармеладову, которая ничего плохого ему не сделала, — только для того, чтобы «поправить дело» со своей женитьбой. Свидригайлов — второй духовный «двойник» Раскольникова. Внешне герои, по замечанию этого персонажа, «одного поля ягоды», но между ними существуют глубокие внутренние различия. Свидригайлов — порочный, развратный человек. Он не скрывает, что большинство его поступков — результат патологического сладострастия. Кроме того, этот человек глумится над нравственностью. Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу, потому что он уже давно преступил ту черту, за которой находится человеческая нравственность и мораль. Герой сознательно отделил себя от всего человечества, обрек на опустошительное одиночество, безумие, смерть. Свидригайлов выполняет в романе очень важную функцию — он, примером собственной жизни, показывает Раскольникову результаты его теории. Совершив убийство, Родион ступил на путь деградации, умерщвления души, превращения в ходячего мертвеца.