Роман Д принято считать идеологическим, т.к. у каждого героя (кроме Сони) есть своя теория.
Раскольников – это герой времени конца XIX века и у него есть выбор. Именно поэтому автор приводит своего героя к искуплению. Убийство Раскольникова – это попытка избавиться от одиночества, получить признание людей. Но герой превращает себя в двойника Лужина и Свидригайлова, а не в человека «право имеющего». Право, по мнению Д, имеют правильные, смиренные, верующие, а к «тварям дрожащим» он относит преступников, пьяниц, прожектеров. А с точки зрения Библии, тварь – творение божие, живое существо.
Раскольников довольно подробно объясняет свою теорию в нескольких эпизодах романа. Суть теории сводится к тому, что, по мнению героя, всех людей можно разделить на 2 вида:
- «низшие люди», то есть обычные, заурядные люди («материал», по словам Раскольникова). Эти люди послушны и консервативны.
- «собственно люди», то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.
До убийства Раскольников надеется, что сам он относится ко второму разряду, то есть к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать "новое слово" в своей среде. Вот как сам Раскольников объясняет суть своей теории:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
«...первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.»
«Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.»
«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?...» (Раскольников – Соне).
Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, а именно теория:
«...не был я так голоден… я действительно хотел помочь матери, но… и это не совсем верно…»
«... если б только я зарезал из того, что голоден был, — продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на нее, — то я бы теперь… счастлив был! Знай ты это!...»
После совершения убийства Раскольников разочаровывается в своей теории. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все. Он понимает, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности.
В произведении не только появляется, но и полностью опровергается странная теория. Чтобы изменить свое решение, Родиону приходится пережить много душевных и физических терзаний. Теория Раскольникова и ее крушение происходит после того, как он видит сон, где люди уничтожают друг друга и мир исчезает. Затем он начинает постепенно возвращать веру в добро. В итоге он понимает, что все, независимо от своего положения, заслуживают на то, чтобы стать счастливыми.