Психологические аспекты красноречия проявляются в ораторском творчестве и в восприятии слушателями публичной речи. Имея разные объекты и будучи относительно самостоятельными, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Вне такого единства психология ораторского искусства просто не существует. Главная психологическая задача оратора — пробуждать и поддерживать интерес аудитории к произносимым словам. Пробуждение, формирование, развитие и поддерживание внимания слушателей к речи лектора наряду с удовлетворением их интереса к тематике лекции или выступления — едва ли не самое трудное из слагаемых ораторского искусства. Как уже отмечалось выше, кризисы внимания наступают через определенные промежутки времени: первый наступает на 15—20-й минутах, второй — на 30—35‑й минутах. Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, оригинальным примером по ходу лекции и т. д.
Особенности психологии ораторского труда:
Первая особенность психологии ораторского труда определяется двумя постоянными объектами — материалом и слушателями.
Материал лекции, выступления — это то, что приходится исследовать, а затем истолковывать в публичном слове. Поэтому хорошее знание своей науки, отрасли — первейшая обязанность лектора, оратора.
Он должен хорошо ориентироваться в сути материала, в достижениях данной отрасли науки, быть ее активным деятелем. Материал не терпит созерцательного или потребительского отношения. Лишь активная энергия оратора способна включить фактор мотивации слушателей, пробудить их интерес и направить их внимание на излагаемую проблему.
Слушатели — это другой объект труда оратора. Они представляют собой социально-психологическую микрообщность. Аудитория — есть адресат оратора, его «сотворческий субъект», и это сотворчество выражается в активной поддержке усилий говорящего. От того, как относятся слушатели к речи, зависят успех или неуспех любой формы устного выступления. Итак, социально-психологическая микрообщность слушателей выступает как объект и субъект сотворчества. Эти функции действуют одновременно и неразрывно, однако интенсивность их проявления зависит от умений самого оратора.
Вторая психологическая особенность ораторского труда — его индивидуальная форма, и в этом смысле устное выступление — это театр одного актера. Начинающий вузовский педагог, член кафедрального коллектива, имеет возможность посоветоваться со своими более опытными коллегами, выслушать и учесть все их замечания о плане и тексте подготовленной им лекции, но в конечном счете его успех зависит от него самого — автора и исполнителя. Творчество лектора целенаправленно, и его цель — воздействие на слушателей. Вот почему на подготовительном этапе лектор, оратор должен соотнести себя с аудиторией и посмотреть на себя ее глазами. На помощь ему приходят интуиция, воображение и опыт. Физически оратор в своих мыслях и чувствах остается один на один с самим собой. С одной стороны, он индивидуален, субъективен и как бы «закрыт», с другой стороны, он «открыт», поскольку адресуется к определенной социально-психологической общности слушателей, самореализуется и объективируется через нее. Все, сказанное им, становится коллективным творчеством (слушание, понимание, конспектирование). Эта диалектика субъектно-объектного, «закрытого» — «открытого» и есть тот психологический феномен, знание и умелое использование которого составляет один из элементов ораторского мастерства.,
Третья особенность ораторского труда — это его ситуационность. Каждое публичное выступление, доклад, лекция происходят в конкретной психологической ситуации, которая полностью никогда не повторяется, и все особенности которой предусмотреть невозможно. При чтении вузовской лекции меняются «потоки», приходит разное количество слушателей, которые по-разному рассаживаются в аудитории, добавилась новая информация, аудитория чем-то взволнована или устала, половина студентов заболела гриппом, сам лектор не в форме, за окном весна, и студенты не могут сосредоточиться и т. д. Главное в любой ситуации — внутренне собраться, овладеть ею, победить обстоятельства, придумать новые приемы, ходы, «навести мосты», сымпровизировать. В ораторском искусстве проявляется диалектика определенного и неопределенного. Определенное — это знание специфики красноречия и его возможностей, субъективный опыт оратора, объем и характер разработки темы. Неопределенное всегда многолико. Если определенность труда оратора придает ему уверенность, то неопределенность является причиной волнений, раздумий. Психологическая победа личности над этой двойственностью — умение сконцентрироваться, сделать все возможное, чтобы эта уверенность превалировала. Культура труда лектора и оратора может и должна стать средством такой уверенности и определенности.