С обострением кризиса самодержавия с России середины девятнадцатого века, с стране появилась новая волна людей-реформистов: образованных, деятельных, готовых перевернуть эту жизнь. Именно, таких «новых» людей в образе Андрея Штольца в романе «Обломов» и показал писатель И.А. Гончаров.
Автор соглашался, что «образ бледен, не реален, не живой, а просто идея». Вероятно, это была отчасти мечта самого Гончарова о «новом герое», который идет на смену последнему «лишнему человеку» Обломову. Этот герой был призван разбудить это сонное царство - Россию.
Андрей Штольц - это человек, который «сделал сам себя». Отец Андрея - немецкий бюргер. Он воспитывал сына в строгих правилах, приучая его к труду и самостоятельности, поощрял мальчишеские драки. Мать Штольца - русская дворянка, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца: совмещение немецкой работоспособности и деловитости с русской мечтательностью и мягкостью натуры. Это «новый герой», Андрей Штольц – человек действия, символ новой России.
Образ Штольца был задуман Гончаровым как антипод образу Обломова. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Однако замысел Гончарова не вполне удался и, прежде всего, потому, что данный тип не был представлен в самой русской жизни.
В романе есть указания на ограниченность Штольца. Гончаров, как правдивый художник-реалист, не мог не отметить ущербности, узости идеалов Штольца. А идеал его — достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. Изображая идиллическую жизнь Штольца, достигшего своих целей, писатель так рисует распорядок дня его семьи: "Вставали они хотя и не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поле, занимались музыкой.. . как все, как мечтал и Обломов... " В этих словах заключен, в сущности, весьма суровый приговор Штольцу.
Еще яснее идейная ограниченность Штольца обнаруживается в его ответе Ольге, ставшей его женой, но отнюдь не успокоившейся в своих исканиях: "Мы не Титаны с тобой.. . мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту... " Нет, это не слова деятеля, о котором мечтала молодежь, мечтала Ольга, о котором говорится в эпиграфе к статье Добролюбова.
Штольц — сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Он никогда не отдавался чувствам вполне, «он и среди увлечения чувствовал почву под ногами». Он не боялся трудностей, на жизнь смотрел прямо и просто. Писарев замечает, что «Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты...». Однако восприимчивость героя в этой сфере ограничена. Штольц способен к любви, дружбе, но все эти чувства подчинены его убеждениям, неким формальностям.
Ограниченность сказывается и в «идейных исканиях» героя. Вся его «неуемная деятельность» — это «участие в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Занимаясь коммерцией, Штольц «нажил дом и деньги». Пытливый, ищущий ум Ольги, ее беспокойная натура не могла удовлетвориться тихой семейной идиллией. Когда же она попробовала поговорить об этом с мужем, то в ответ услышала совет смириться с жизнью. «Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним голову и смиренно переживем трудную минуту...», — говорит Штольц Ольге.
Ограниченность Штольца сказывается и в его отношениях с Обломовым. Так, Штольц все время пытается «перекроить» характер друга по собственному подобию, вовлечь его в круговорот жизни, занять трудом. Однако в основе этих побуждений — всего-навсего жажда деятельности.