Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечественной культуры. В 20веке детство стало ключевой темой в литературе.
«Человек-книга, в которую записана история мира» — эта модернистская формула выведена М.А.Волошиным из формулы средневековой культуры «Мир есть книга». С учетом единогласного среди модернистов признания, что только детскому сознанию дано приблизиться к постижению истины, из волошинской формулы следует: человек этот — ребенок, и книга эта написана для ребенка. Есть закономерность в том, что на рубеже веков большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий. Писатели, игнорировавшие тему, остались в меньшинстве.
Реалисты М. Горький и неореалист Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказы «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева). Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения и другие писатели реалистического направления: П. В. Засодимский, А. И. Свирский, А. С. Серафимович, А. И.Куприн.
Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т. е. существо-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:
«И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребёнок О том, что никто не придёт назад.»
Акмеист О. Мандельштам провозгласил детское сознание желанной нормой человека Нового времени:
«Только детские книги читать, Только детские думы лелеять, Всё большое далёко развеять, Из глубокой печали восстать...»
Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком».
Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не обладавшая большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательная. Вместе с тем с самого начала XX века, получившего название «века ребенка»1 шли активные поиски модели «новой» детской литературы. Свой вклад в критику «старой» детской литературы и становление «новой» внесли писатели всех литературных течений.
Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Городецкий, М.Моравская, О.Белявская, П.Соловьева-Allegro. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».
Уроки «детского», взятые литераторами у живописцев, способствовали синтезу искусств, подготовившему новый тип детской книги. В литературе для детей стала особенно цениться изобразительность. К оформлению книги стали предъявляться более высокие требования, рисунок должен был согласовываться не только с текстом, но и с подтекстом. От художника детской книги
Писатели уже не ограничивались созданием текстов, они стали очень внимательны к оформлению своих произведений. Именно в начале XX века сложилось само понятие детская книга как явление художественного порядка. Начало расцвету русской иллюстрированной книги положила «Азбука в картинах» Александра Бенуа, вышедшая в 1904 году1.
Новые литературные течения принесли детям сравнительно немного классических творений (среди них и стихотворения Есенина, Саши Черного). Однако и в этих произведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку.
Благодаря увлечению писателей стариной дети получили книги, дающие излюбленную пишу для их воображения и чувств. Среди произведений начала XX века, адресованных непосредственно детям, назовем короткие сказочки костромского крестьянина Ефима Васильевича Честнякова (1874—1961) — «Иванушко», «Сер-гиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством с народной культурой. Это единственные в своем роде авторские произведения для самых маленьких, передающие идеи народной философии и педагогики.
Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру раннего детства, в котором совершается наиболее интимное, сокровенное познание родины — через речь, сказки и песни нянек, кормилиц (о роли кормилицы очень сильно сказал поэт Владислав Фелицианович Ходасевич в стихотворении «Не матерью, но тульскою крестьянкой...»). Образ няни был вновь поднят на ту высоту, которую некогда задал в своих стихах Пушкин.
В это время для детской литературы многое делает М.Горький, который требовал изучать в школе лучших образцов литературы, воспитание художественного вкуса у детей. Горький был убежден, что воспитание достойного человека возможно через литературу. В статье «человек, уши у которого заткнуты ватой» писатель утверждал, что с детьми должны заниматься учителя, хорошо знающие и помнящие свое детство, которые умеют играть. « я утверждаю,-говорит Горький,- с ребенком нужно говорить забавно, не бояться в первую очередь самим с детьми. По мнению писателя, в ДЛ должен быть и смех и грусть, но книга совершенно точно должна говорить с читателем языком образов. Горький не только пишет статьи, но и адресует детям свои произведения, такие как «дед Архип и Лёнька», «Встряска». Главные герои этих рассказов правдивые, не знающие жизнь чужаки и изгои, но они несут высокое нравственное начало. Лёнька не хочет быть вором, Миша мечтает о красивой жизни и хоть и во сне, но он становится тем, кто завораживает его мечты- клоуном. Горький создает сборник рассказов «голубая книжка», куда вошли: «Воробышко», «случаи с Евсейкой», «самовар», «Сказка про Иванушку дурачка». Близок к восприятию ДЛ и Леонид Андреев. Он убежден, что свинцовые мерзости уходящей жизни заколяют детский характер, а также могут погубить хрупкую детскую душу. Тема народного страдания появляется в произведении «ангелочек», «Петька на даче». Координально отличается от детских произведений Андреева и Горького взгляды символистов на детство. Они убеждены, что ребенок- это сфинкс, загадка, и ее надо разгадывать. 20век получил название «век ребенка». Вся литература делилась на 2 части: элитарную и массовую. К элитарной литературе было принято относить произведения 19века, а к массовой- те тексты, которые создавались в 20веке. В начале 20 века усилился интерес к книгоиздательству для детей. Поэтому действовала жесткая цензура, которая сковывала многих писателей, не желающих чтобы литература становилась орудием политики и идеологии. Относительно этого появились новые высказывания и произведения. Так, Федоров-Давыдов в произведении «кукольный бунт» раскрывает политическую ситуацию, используя иносказание.