пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

8. Характерные черты и основные единицы когнитивной лингвистики: концепт, пропозиции, схемы (типа гештальтов), динамические фреймы (сценарии).

 

Характерные черты когнитивной лингвистики.

1.Междисциплинарность. Существует комплекс наук, которые называются когнитивными: когнитивная лингвистика, когнитивная философия, когитология - наука о языкосознании и речемышлении). Современная когнитивная лингвистика принадлежит к числу ряда наук, исследующих своими специфическими методами один общий предмет - когницию. Елена Самойловна Кубрякова писала: «Почти в каждой гуманитарной науке выделилась специальная область, связанная с применением когнитивного подхода и когнитивного анализа к соответствующим объектам данной науки»

 

2.Использование репрезентации (лат. repraesentatio, от re, и praesentare представлять) знаний в качестве центрального понятия. Репрезентация (лат. repraesentatio, от re, и praesentare представлять) - это опосредованное, или «вторичное» (через подобие) представление в сознании человека образов (первообразов) материальных или идеальных объектов, их свойств, отношений и процессов. В когнитивистике главное внимание уделяется человеческой когниции, исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации, символы, стратегии человека, которые и порождают действия на основе знаний, т. е. когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности, протекающих при активном участии языка, который образует речемыслительную основу любой человеческой деятельности – формирует ее мотивы, установки, прогнозирует результат.

В середине ХХ века появилась перспектива объяснить некоторые мыслительные процессы через наблюдения над усвоением языка детьми:

складывалось впечатление, что дети каким-то единообразным способом приходят к овладению своим родным языком и что этот универсальный «алгоритм» овладения языком состоит во введении новых правил во внутреннюю грамматику ребёнка. Обобщая наблюдения, исследователи пришли к выводу о том, что эти правила очень похожи на всё, что управляет и неречевыми видами деятельности и выглядит иногда как непроизвольное, неконтролируемое поведение, отражаясь на структуре восприятия, памяти и даже на эмоциях.

3.Использование компьютерной метафоры (сначала аппаратная (hardware) компьютерная метафора: человеческий мозг подобен компьютеру; затем программная (software) компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры подобные компьютерным программам; одно из доказательств - наличие кратковременной и долговременной памяти у человека). Тесно связано с когнитивной психологией. Метафора - перезагрузить душу; образ - персональный компьютер с клавиатурой, монитором, хард-диском и оперативной памятью. Научный смысл – в основе нашей психики лежит сложный процесс переработки информации.

4.Обращение к когнитивным структурам (сценариям и фреймам). Когнитивные структуры представляют собой определенную систему информации о внешнем мире и собственной личности.

Р. Абельсон так характеризует эту сторону деятельности человека: когнитивные факторы формируют взгляды на мир и - как следствие - определяют речевое поведение индивида.

Фрейм и сценарий соотносятся следующим образом. Сценарий является одним из вариантов фрейма: фрейм - стереотипная ситуация, сценарий - вариант ее развития с прописанным сюжетом, прагматическими структурами, лингвистическими единицами. То есть один и тот же фрейм может быть представлен различными сценариями.

Сценарий, в свою очередь, приобретает композиционную форму типового высказывания, в котором закодировано социально обобщенное содержание (информация). Сценарные варианты выражения того или иного содержания выглядят по-разному.

5.Исследовательский метод - метод интроспекции, ᴛ.е. наблюдения над языком - основной метод сбора данных в когнитивной лингвистике. Интроспекция (лат. introspectare – «смотреть внутрь») - опора на рефлексию для получения языковых данных.

Независимо от того, насколько когнитивные лингвисты признают возможным использовать другие методы сбора данных, этот метод считается ими ключевым для понимания связи языка и мышления. Метод самонаблюдения (интроспекции), то есть наблюдения человеком над своим собственным сознанием, был провозглашен ненаучным. Структурная лингвистика практически не признавала интроспекцию как метод получения знания за его субъективизм.

Основные когнитивные единицы.

1.Концепты. Основная категория когнитивной лингвистики – концепт (лат. conceptus — «понятие») – категория мыслительная, ненаблюдаемая. Е.С.Кубрякова предлагает такое определение концепта: «Концепт – оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания».

Приведем несколько наиболее распространенных определений понятия «концепт»: «Концепт существует в сознании (в ментальном мире) человека. Тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые сопровождают слово, и есть концепт»; концепты - это «сгустки» культурной среды в сознании человека»; концепт - это «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания».

Возьмем, например, представления рядового человека о «законном» и «противозаконном», - они концентрируются прежде всего в концепте «закон». И этот концепт существует в сознании (в ментальном мире) такого человека не в виде четких понятий. Тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово закон, и есть концепт «закон». Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочном ореолом. Это тот «сгусток» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие.

Например, понятие «автомобиль» включает такие признаки: «транспортное средство», «перевозка», «колеса», «двигатель». В тоже время аналогичный концепт может включать и такие признаки: «бензин», «водительские права» и т.д. «Понятие – это рациональный, логически осмысленный концепт. Оно возникает на основе выделения и осмысления существенных характеристик предметов, в результате постепенного отвлечения от их второстепенных, индивидуальных признаков, т.е. в результате теоретического познания.

2.Пропозиции. Пропозициональная структура (пропозиция - лат. propositio - «основное положение, предпосылка, предмет, тема) – это наиболее распространенный способ концептуальной организации нашего знания. Она представляет собой модель определенной области нашего опыта, в которой вычленяются элементы (аргументы и базовый предикат, связывающий эти аргументы), даются их характеристики, указываются связи между ними. Данные концепты имеют объективный, логический характер, поскольку передают те или иные сущности с их свойствами и реально существующими отношениями.

3.Схемы (типа гештальтов). Гештальт (от нем. gestalt - форма, структура) – представляет собой целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления. Термин Х. Эренфельса, австрийского искусствоведа конца 19-го века. Гештальт может рассматриваться

как начальная ступень процесса познания: самые общие, нерасчлененные знания. Гештальт может пониматься и как наивысшая ступень познания (система определенных знаний, осознанное знание), когда человек обладает исчерпывающими знаниями об объекте, у него сформировались и конкретный образ, и общая схема, и сценарий, и общая структура всех составляющих (фрейм). Все они тесно переплетаются в мыслительной и речевой деятельности человека.

4.Динамические фреймы (сценарии). Фрейм (от англ. frame – «рамка», «каркас») – мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении. С точки зрения теории фреймов, человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией, извлекает из памяти готовый фрейм, который позволяет ему действовать соответствующим образом. Человек воспринимает ту или иную языковую структуру как фрейм, если ему известна последовательность событий, которые его ожидают в рамках конкретной ситуации.

Сценарий (скрипт) – последовательность нескольких эпизодов во времени; это стереотипные эпизоды с признаком движения, развития. Фактически это фреймы, разворачиваемые во времени и пространстве как последовательность отдельных эпизодов, этапов, элементов: посещение кино, поездка в другой город, посещение ресторана, поликлиники, драка, игра, экскурсия. Сценарий всегда носит сюжетный характер, и слово выступает в качестве заголовка для серии стереотипных действий:

драка - ссора, сопровождаемая взаимными побоями. Сценарий состоит из нескольких этапов - в нем есть завязка, кульминация сюжета и развязка.


24.12.2017; 22:06
хиты: 2391
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь