пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

28. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»ГОГОЛЯ. РОМАНТИЧ. Х-ЕР ЦИКЛА, СВЯЗЬ С УКРАИНСКИМ ФОЛЬКЛОРОМ.

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвиде­тельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского роман­тизма. Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на дол­гое время создала им репутацию художественного феноме­на, не имеющего аналогий. Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распростра­нившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в пись­ме к матери.

Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторжен­ный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в твор­ческом содружестве выразился прекрасный закон преемст­венности в художественном процессе. Белинский охарак­теризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была макси­мальная естественность. В «Вечерах» — праздник народно­го духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ «издате­ля» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации ко­торого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. «Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойст­вом народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пе­строта стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соеди­ненных «Вечерами» в праздничный хоровод.

Чувство гордости и восхищения своей родиной выра­жается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаме­нитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее».

Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни.

Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где от­крытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта.

Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, быто­вое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно есте­ственно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Бурульбаша повесть претендует на вполне реалистическую трак­товку темы.

Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах...» и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не за­метить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «Лукавство ума» здесь в метком изображении типов, представляющих ничтожный помещи­чий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ».

Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

"Вечер накануне Ивана Купала".Дьяк Фома Григорьевич уже не в первый раз принимается рассказывать эту историю. Несколько лет назад какой-то панич записал ее и выпустил в книжечке. Но пересказ был настолько несуразен, что совершенно не удовлетворил дьячка. Вот потому-то он и решил снова пересказать быль. Добросовестный же пасечник обещался в точности передать слова его. Эту историю Фома Григорьевич слышал от родного дела, который прославился тем, что ни разу за свою жизнь не соврал. Произошло необычайное происшествие лет сто назад, здесь же, в Диканьке, которая на ту пору была самым бедным в округе хутором. Сделка с Басаврюком Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купала». Краткое содержание повествует нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом облике», который среди другого люда шатается вокруг. Он никогда, даже в Светлое Воскресенье, не ходил в церковь, зато дарил девушкам такие безделушки, которые кусали, давили их и насылали по ночам кошмары. На селе жил в ту пору старый казак Корж, у которого была дочь-красавица Пидорка. И работал у него Петрусь, по прозвищу Безродный. Как-то старик приметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петруся, но за него заступился шестилетний Ивась, младший братишка Пидорки. Но от изгнания из дома разгневанного казака это юношу не спасло. Вскоре по хутору поползли слухи о том, что в дом Коржа повадился захаживать некий лях, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивась прибегает к Петрусю, чтобы передать от сестры известие – она лучше умрет, чем выйдет за ляха. С горя юноша пошел в шинок, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника. Петрусь согласился, и условлено было встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купала, т. к. только в это время цветет папоротник. Пробираются они в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них и папоротник.  И вот юноша срывает цветок, и кажется ему, что за ним тянутся мохнатые руки, а позади них движется нечто темное. А перед Петрусем на пне возникает Басаврюк, синий, аки мертвец. Он повелевает молодцу слушаться только той, которая перед ним станет. И неведомо откуда появляется изба на курьих ножках, из которой выбегает собака. Пес перекидывается в кошку, а потом в ужасную ведьму. Колдунья что-то шепчет над цветком, а потом велит бросить его. Петро бросает, и папоротник оборачивается огненным шаром, который проплывает среди мрака и вдалеке опускается на землю. В этом месте герой начинает копать и натыкается на сундук. Позади него слышится хохот, а сокровище глубже опускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка. Ведьма подводит к Петрусю дитя под простыней, герой срывает его и видит Ивася. Он бросается на ведьму с кулаками, но та показывает сокровища, скрытые под землей. Тогда Петрусь, глаза которому затуманивает алчность, убивает мальчика. Свадьба Наполнено народными преданиями и фольклорными образами произведение, что подтверждает и краткое содержание сказки «Вечер накануне Ивана Купала». Как только кровь пролилась, начинается шабаш, Петрусь убегает. Оказавшись дома, он падает и спит двое суток. Проснувшись, парень ничего не может вспомнить, а у ног видит два мешка золота. Он относит все к Коржу, и старик отдает за него дочь. На свадьбе нет только Ивася – его украли цыгане. Пидорка дивится тому, что Петрусь не может вспомнить даже лица ее маленького брата. С этих пор погрустнел молодец, часами сидел недвижимо, желая что-то вспомнить. Даже знахарь ничем не смог помочь его горю. Развязка Подходит к концу произведение «Вечер накануне Ивана Купала» (краткое содержание). Проходит год, но все мучает что-то Петруся. Тогда Пидорка отваживается обратиться за помощью к колдунье, что живет в Медвежьем овраге. Ведьма приходит в их дом вечером накануне Купала. Только увидев ее, все вспомнил Петро. Он рассмеялся, схватил топор и метнул его в старуху. Но тут вместо ведьмы появился ребенок, накрытый простынею. В нем Пидорка признала Ивася. Но покрывало начало медленно пропитываться кровью и светиться, а девушка в ужасе сбежала из хаты. Пидорка собирает людей, которые врываются в дом. Но там уже никого нет, только горстка пепла – все, что осталось от Петруся. А в мешках, где хранилось золото, - битые черепки. В горе Пидорка отправляется в Киев на богомолье, где и остается. Вскоре на хуторе вновь появился Басаврюк, но люди сторонились его пуще прежнего, отчего он только злился и творил еще больше злодейств. 

"Майская ночь или утопленница".На дворе был теплый майский вечер, девушки и парни собрались чтобы погулять и песни спеть. Тут появляется молодой парубок Левко он пришел к своей возлюбленной Ганне, и песней зовет ее. Но девушка не сразу выходят, так уж очень она боится своих отца и матерь, и того ,что подруги будут ей завидовать,а парни осуждать. Когда она все таки выходят к Левко ,они разговаривают о любви, и парубок вынужден сказать любимой, что его отец снова не дал согласие на их свадьбу, что якобы он даже глухим притворяется, когда он заводит об этом разговор.

Они сидят возле дома, глядя на отражение в воде, и тут Ганна спрашивает про тот странный забитый дом, в котором уже давно никто не живет.

Левко рассказывает, что легенда о том, что жил раньше там сотник с красавицей дочкой. Он рано овдовел, и долго не мог найти себе жену, пока не встретил молодую, но злую барышню. Не долго было счастье у них, молодая жена не полюбила дочку пана , всячески ее изводила и мучила.

Однажды ночью в комнату дочки забралась черная кошка, которая начала ее душить, девушка с испуга отрубила лапу кошке и та исчезла. Утром новая жена вышла из комнаты с перевязанной рукой, и тут стало понятно, что она эта женщина-ведьма. Вскоре после этого отношения отца и дочери сильно ухудшились и все это из-за новой мачехи, она начала подговаривать сотника, чтобы тот вовсе выгнал дочку из дома, вскоре он так и сделал. Молодая девушка осталась совсем без ничего на улице, с горя бросилась она в воду,и стала главной среди всех утопленниц. Она ждала когда на этот пруд придет мачеха, и однажды она затащила ее к себе под воду, но та, будучи ведьмой, сумела обратиться в утопленницу, поэтому не понесла никакого наказания.

После рассказа Левко попрощался с Ганной и они ушли каждый в свою сторону. Ганна пошла домой, а парень дальше гулять к парубкам. После гуляний Левко снова шел мимо дома возлюбленной, но на его удивление Ганна стояла на пороге с каким-то незнакомым парнем, который как оказалось признается ей в любви. Парень серьезно настроен показать всю свою силу, но не успевает, так как этот незнакомец поворачивается и оказывается, что это его собственный отец. Расстроенный Левко хочет проучить своего отца и идет за помощью к друзьям, они идут к дому где должен быть этот пан. Чтобы привлечь внимание, они разбивают окно тяжелым камнем, а сами в этот момент начинают петь песню о том, как старый голова заигрывает к молодым девушкам, да бы пристыдить его перед другими панами. Отец Левка так и не поняв, кто это все затеял, хватает своего собственного сына и бросает в темную комору. Но друзья Левко помогают ему выбраться, кидая вместо него в темницу свояченицу. Левко направляется к местному пруду и любуясь здешними видами сам не замечая того,засыпает. И появляются у него странные ведения, как утопленницы выходят на берег. Одной из них является та самая дочь сотника из легенды, Левко помог ей найти ее мачеху и за это, девушка дает ему записку, которая должна помочь поженится Левко и Ганне. Проснувшись, руках Левко находит то письмо и направляется к отцу. Получив письма, оказывается, что сам комиссар приказывает дать согласие на свадьбу, иначе грозит отрубить голову пану.Повесть заканчивается тем, что пан дает согласие на свадьбу.

"Страшная месть".Есаул Горобец праздновал в Киеве свадьбу сына. На ней было много гостей. В числе приезжих был названный брат его Данила Бурульбаш со своей красавицей женой Катериной, которая считалась круглой сиротой. Мать ее умерла, а отец пропал. Когда вынесли из дома чудотворные иконы, чтобы благословить молодых, выяснилось, что среди гостей есть колдун. Он выдал себя тем, что устрашился святых образов и исчез.  После свадьбы возвращался Данила с молодой женой домой. В народе говорили, что отец его Катерины – злой колдун, продавший душу дьяволу. Недавно он объявился в их семье. Молодцу тесть его не понравился, между ними часто вспыхивали ссоры. По хутору ходили слухи, что как только отец Катерины объявился, здесь стали происходить странные вещи: то кресты на кладбище качаются, то мертвецы встают из могил, что слышатся их стоны в полночь. Недалеко от селения стоял родовой замок колдуна, где он некогда жил. Любопытство взяло Данилу, и он решил сходить в это логово дьявола, чтобы своими глазами увидеть то, что там творится. Вечером, забравшись на высокий дуб, видит молодец, что в старом замке горит свет, что входит туда его тесть и начинает ворожить. Колдун меняется в обличии и вызывает душу дочери Катерины, уговаривая ее полюбить его. Увидев все это, Данила возвращается домой и рассказывает обо всем Катерине. Та, в свою очередь, отрекается от отца. Утром зять обвиняет своего свекра в дружбе с ляхами, которые напали на его Родину, но не в колдовстве. За это отца Катерины сажают в темницу. Его ждет смертная казнь. Он просит дочь простить его и выпустить на волю. Катерина. Сжалившись над отцом, открывает решетки и выпускает колдуна на свободу. А тем временем Данила отправляется на войну с ляхами и погибает там. Настигла его пуля колдуна. Безутешна Катерина, узнавшая о смерти мужа. Она страшно переживает за жизнь маленького сына. Но и его погубил злой колдун, наслав злые чары. Проснувшись среди ночи, женщина находит ребенка в своей кровати мертвым. От горя она сходит с ума. С тех пор жители хутора стали видеть видение, как будто среди Карпатских гор скачет исполинский всадник на вороном коне. Глаза богатыря закрыты, в руках он держит младенца. А бедная Катерина ищет отца, чтобы убить его за все несчастия, которые он ей причинил. Однажды ей является странник, который уговаривает ее стать его женой. В нем она узнает колдуна и бросается на него с ножом. Но отец успевает убить свою дочь. Н.В. Гоголь «Страшная месть» (краткое содержание). Концовка Колдун бежит из этих мест, где появилось видение с всадником. Он явно знает, кто это исполин, и зачем он здесь объявился. Старик бежит к старому схимнику, чтобы отмолить свои грехи. Но тот отказывается это делать, и колдун его убивает. Теперь, куда бы направился этот сын дьявола, дорога приводит его к Карпатам, где ждет его всадник с младенцем. Никуда не скрыться ему от этого исполина. Открыл очи всадник и засмеялся. Умер в тот час колдун и провалился в пропасть, где мертвецы вонзили в него свои зубы, чтобы он мучился. Заканчивается эта быль старины песней, которую исполняет старец-бандурист в городе Глухове. В ней рассказывается история о двух братьях Петре и Иване. Иван некогда отличился на войне, за что его щедро наградили. Несмотря на то, что он поделился с братом, Петр позавидовал ему и решил убить его. Он столкнул Ивана с маленьким сыном в пропасть, а добро его забрал себе. Когда добрый брат оказался в Царствии Небесном, Бог позволил его душе выбрать наказание для его убийцы. Иван проклял все потомство кровного родственника и предрек ему, что последний из его рода будет ужасным злодеем. Душа погибшего явится с того света и низвергнет страшного грешника в пропасть, где его будут грызть все мертвые предки его. Захочет Петр отомстить брату, но не сможет с земли подняться. Удивился Господь такому страшному наказанию, но повелел, чтобы так было. 

"Ночь перед Рождеством".

В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу Вакуле, за искусно расписанную церковную стену. В безлунную ночь казак Чуб, отец красавицы Оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и Вакула не встретится перед праздником со своей любимой.  Пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», Чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье.  В это время, в хату Чуба тихо вошел кузнец. Избалованная Оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. Любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего Вакулу. Сердце кузнеца было полно нежности, а Оксана лишь насмехалась над ним. Стук в дверь прервал их беседу. Кузнец пошел открывать. За дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги Чуб, который потерял попутчика. Казак решил вернуться домой. Увидев свою хату, он постучался. Однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. Вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. Чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать Вакулы дома одна и направился в гости к Солохе. Черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. Метель стихла. Шумная толпа вломилась в хату Чуба и закружила в веселом хороводе Оксану и кузнеца. На одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. Влюбленный Вакула пообещал достать для желанной Оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж.  В дом приветливой Солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. Черт спрятался в мешок из-под угля. Затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. Самый желанный гость – вдовый Чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам Солоха, влез в мешок на дьяка. Самый последний гость, казак Свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. Поэтому его Солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел.   Вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. Взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. На улице, в веселой толпе, ему послышался голос Оксаны. Вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но Оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. Разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу Пацюку. По слухам, Пузатый Пацюк водил дружбу с нечистой силой. Отчаявшийся Вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него помощь, но Пацюк дал невнятный ответ. Очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты.  Черт, сидевший в мешке за спиной Вакулы, не мог упустить такую добычу. Он предложил кузнецу сделку. Вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. Теперь черт вынужден был везти кузнеца в Петербург.Гуляющие девушки нашли мешки, брошенные Вакулой. Решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к Оксане в хату. Из-за мешка, в котором сидел Чуб, разгорается спор. Кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у супруга и ткача. К всеобщему удивлению в мешке оказался не только Чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова.Прилетев в Петербург на черте, Вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через Диканьку, и поехал с ними на прием к царице. Во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. Царица спросила, чего же хотят казаки. Вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. Сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки. Весь хутор гомонил про смерть кузнеца. А Вакула, одурачив черта, пришел с подарками к Чубу сватать Оксану. Казак дал согласие кузнецу, а Оксана с радостью встретила Вакулу, готовая выйти за него и без черевиков. Позже в Диканьке хвалили чудно расписанный дом, в котором жила семья кузнеца, и церковь, где искусно был изображен черт в аду, в которого все плевали, когда проходили мимо.

"Сорочинская ярмарка".

В Сорочинцы на ярмарку едет Солопий Черевик с дочкой Параской. Один из встречных парней восторгается красотой девушки и насмехается над ее мачехой Хиврей, сидящей рядом на возу. Разгневанная женщина осыпает шутника бранью, а тот бросает в Хиврю ком грязи.

Семейство останавливается у кума Цыбули. На следующий день Солопий с дочерью выходит на ярмарку. Отец приценивается, Параска ходит за ним следом. Вдруг ее хватает за рукав вчерашний насмешник. Девушка стыдится разговора с ним, но сердце ее сладко замирает.

Солопий внимательно прислушивается к разговору торговцев, которые обеспокоены тем, что под ярмарку выбрано «нечистое место». Якобы накануне вечером волостной писарь видел, как из окна разрушенного сарая выглянула морда со свиным рылом. Если появится «червоная свитка», точно быть беде.Тут Солопий замечает, что его дочка обнимается с незнакомым парубком. Выясняется, что этот парень – сын его знакомого Грицько. Парубок сразу просит руки Параски, и Солопий с радостью соглашается. Они идут в шинок отметить сговор.

Жена встречает захмелевшего Солопия неласково. Черевик оправдывается, у него был повод. Он нашел дочке жениха. Хивря насмехается над его выбором, предполагая, что жених пьяница и голодранец. Когда выясняется, что это тот самый насмешник, который обляпал ее грязью, она набрасывается на мужа с кулаками.

Под натиском жены Солопий вынужден забрать назад свое обещание. Парень опечален. К нему подходит цыган Влас, который уговаривает парубка продать волов, но тот не соглашается. Узнав о причине скверного настроения Грицька, Влас предлагает ему сделку. Он поможет парню жениться на Параске, а тот уступит ему волов. Цыган и Грицько ударяют по рукам.

Пока муж ищет покупателей, Хивря принимает у себя поповича. Она угощает «дражайшего Афанасия Ивановича» варениками и пампушками, делает вид, что смущена его заигрываниями. Внезапно раздается стук в ворота. Хивря сообщает перепуганному кавалеру: пришло много людей, поэтому лучше спрятаться. Попович забирается на доски, проложенные в виде полок под потолком.

К вечеру по ярмарке проходит слух, что черт в образе свиньи что-то искал на возах. К Цыбуле напрашиваются ночевать несколько знакомых. Они выпивают для храбрости. По просьбе Черевика кум рассказывает про «червоную свитку». Однажды черт засел в корчме и пропил все, что было. Тогда он отдал корчмарю свою свитку, но обещал через год вернуться за ней. Корчмарь не стал ждать и продал красивую вещь пану.

Через год пришел черт, но свитку у пана уже украл цыган и продал ее «перекупке» на ярмарке. У той сразу остановилась торговля. Сообразив в чем дело, торговка подсунула чертову одежку на воз мужику. У бедняги тоже перестали покупать, тогда он изрубил свитку топором и разбросал по округе. Вот черт каждый год ходит по ярмарке, ищет куски своей свитки.

Рассказ Цыбули прерывает звон стекла, в разбитое окно всовывается свиная морда.

В комнате поднимается страшный крик. От испуга один из гостей подпрыгивает и ударяется головой о доски, на которых лежит попович. Тот падает вниз, усиливая всеобщий переполох. Другой гость забирается в печку, кум лезет под подол супруги, а Черевик нахлобучивает вместо шапки горшок и бежит, пока не падает без сил. Кто-то валится на Солопия сверху, и свет для него меркнет.

Спящих на возах цыган будит крик. Они решают посмотреть, что происходит. Влас и его напарник идут в ту сторону, откуда раздавался шум. На земле лежит Черевик с разбитым горшком на голове, а на нем его дородная супруга. Цыгане долго смеются над незадачливой парочкой, а те приходят в себя и недоуменно таращатся на них.

Утром Хивря заставляет Солопия идти продавать старую кобылу. Она протягивает мужу полотенце, чтобы обтереть лицо, и вдруг обнаруживает в руках кусок красной свитки. В ужасе Хивря отбрасывает лоскут.Дрожащий от страха Черевик ведет лошадь на поводу. К нему подходит цыган и спрашивает, что он продает. Солопий хочет потянуть за узду кобылу, но обнаруживает, что лошадь пропала, а вместо нее к узде привязан красный лоскут. Бросив узду, перепуганный Черевик бежит прочь.

В тесном переулке Солопия хватают дюжие парни. Его обвиняют в краже кобылы. Бедняга пытается доказать, что кобылу украли как раз у него. Черевику не верят, а рассказ о куске «червоной свитки» только ухудшает дело. Теперь его обвиняют еще и в распускании вредных слухов. Навстречу такие же крепкие парни тащат связанного кума. Он засунул руку в карман, чтобы закурить, но вместо кисета нашел кусок «червоной свитки», а затем с криком бросился бежать. Цыбулю тоже обвиняют в распространении паники.

Черевик и Цыбуля лежат связанные. Они жалуются друг другу на несправедливость обвинений. Подходит Грицько и обещает освободить обоих, если сегодня же сыграют его свадьбу с Параской. Солопий с радостью соглашается. Парубок развязывает их и отправляет Черевика домой. Там его ждут покупатели. Грицька останавливает цыган и спрашивает, доволен ли парень тем, как они все устроили. Парубок подтверждает: дело прошло успешно, и волы теперь принадлежат Власу.

Параска одна в доме. Она любуется собой в зеркале, мечтает о том, как выйдет замуж за Грицька, напевает и пританцовывает. Входит Солопий и тоже пускается в пляс. Появляется Грицько, и Черевик торопит молодых. Он спешит все уладить, пока не пришла жена. Начинается свадебное веселье, которому не могут помешать даже протесты вернувшейся Хиври.


24.06.2017; 01:04
хиты: 878
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь