пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

21. Основные темы, жанры и образы лирики М.Ю. Лермонова

Основные темы лирики Лермонтова

Одна из самых важных тем – тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым. Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту.

Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество – всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остаётся одиноким, не сумев обрести покой.

«А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!»

«Парус», 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий («Отрывок», 1830; «Один среди людского шума», 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счёт неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо ещё. Острое ощущение отчуждённости в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении «И скучно и грустно»).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри». Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях «Воля» и «Узник».

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.«Когда волнуется желтеющая нива», 1837.

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рождён для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает всё то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обречённости, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своём даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путём к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…»

«Прощай, немытая Россия», 1841.

При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова касаются ненавистного царского режима. Свой первый протест поэт выразил в стихотворении «Смерть поэта», в котором он призывает к отмщенью за гибель великого писателя, в смерти которого обвиняет существующий режим. Михаил Юрьевич показывает свое отношение к светским особам, он ненавидит интриги, клевету, бездушие и пустоту этой черни. 

Значение образов-символов

Символы часто используются в поэзии, особенно в романтической. Важную роль играет символ в поэзии Лермонтова. Например, парус – символ свободы, борьбы, одиночества («Парус»). Листок – символ странничества, изгнания («Листок»). Утес и тучка – символы разобщенности человеческих душ («Утес»). Кремнистый путь – символ жизненного пути лирического героя, исполненного страданий («Выхожу один я на дорогу...»).


24.06.2017; 00:16
хиты: 128
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь