Василий Андреевич Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик. Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развернувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов». Именно Жуковский был бессменным секретарем «Арзамаса» — литературного общества, образовавшегося в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. «Арзамас» выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, появившегося в России в начале XIX века, — романтизма. Романтизм — литературное направление, в основное которого лежит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести некий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира. Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать это возможно, созерцая природу, занимаясь творчеством. На этом основана эстетика романтизма, в частности, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского — созерцательного, психологического или элегического романтизма.
Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр романтической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище» (1802), представляющая собой вольный перевод стихотворения английского поэта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружающим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впервые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъективных переживаний человека — лирического героя. Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского — так называемом «протасовском цикле» («Минувших дней очарованье…», «О милый друг…», «Мой друг, хранитель-ангел мой…», «Весеннее чувство», «Воспоминание»). В нем отражена история его возвышенной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах передается трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином. С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике («Вечер», «Море», «Эолова арфа», «Славянка»). Он открыл для русской поэзии лирический пейзаж — изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его переживания, мысли и чувства. Именно такой пейзаж рисуется в первой оригинальной элегии Жуковского «Вечер» (1806). Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта, он растворен в природе и не противостоит миру. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Поэт запечатлел краткий миг согласия в природе, когда «все тихо» и «слит с прохладой растений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «последняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает». Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, которую отражает поэзия Жуковского. Одним из наиболее ярких художественных выражений его романтической философии является стихотворение «Море» (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Композиция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет — движение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе («Обманчив твоей неподвижности вид»). Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря — смятенье, спрятанное в «бездне покойной». Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Отзвуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, чтобы их выразить. А потому Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Недаром поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. И все же «очарованное Там» остается недостижимым на земле, «невыразимым» для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского.
"Таинственный посетитель".Появляется нежданный гость,некий таинственный посетитель, поэт пытается выяснить, что готовит ему встреча с этим посетителем. Он может обрести форму надежды,котор. оч.скоро растворится в пространстве, оставив разочарование, или форму любви,которая менее скоротечна,но приносит больше страданий. Перечисляя все вар-ты обличия Ж. утверждает, что он мож. принять и форму мыслей,котор. требуют длит.осмысления. Поэту гораздо приятней увидеть таинств. посетителя в виде музы,именуемой поэзией: в такие моменты жизнь становится легка и приятна. Настоящ. подарком судьбы Ж.считает прозрение,когда все такйное становится явным и очевидным. В такие моменты поэт убежде, что явился ангел, кот. приходит именно в то время,когда действительно нужна помощь, указывая выход из сложнейшей ситауции, в кот.каждый чел-к может оказаться,лишенный поддержки окружающих.
"Невыразимое"(1819).Это произв-е о несовершенстве рус.языка. Нет таких слов,которые позволили бы выразить истинные чувства Жуковского. Поэт убежден,что люди видят лишь небольшую чатсь той красоты, что дарит окруж.мир.Чел-к,когда-то восхищавшийся небом,природой, теперь проход.мимо этих явлений, у него свои проблемы, сердце молчит, а разум занят решением насущных проблем.Чел-к устроен таким образом,что начинает ценить то, что имел, после того,как потеряет это. К таким потерям Ж. относит своб молодость в сельс.имении Тульск.губернии,где природа очаровала его.
"Теон и Эсхин"(1814).Автор честно выразил свой взгляд на смысл человеч. жизни. В стих-ии противопоставляется жизнь двух друзей. Мятущийся в поисках счастья Эсхин покидает родные края, но уставший и разочарованный ,возвращается домой. Другой же герой Теон радуется своей прост.жизни с возлюбленной .Затем он ее теряет и понимает,раз полюбив,он уже никогда не будет одиноким. Он живет с надеждой на встречу с любимой в потустороннем мире. Жизнь человека,по его мнению, лишь преддверие вечного счастья.