В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Модификации звуков могут быть двух видов: 1) комбинаторными; 2) позиционными.
Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций звуков в потоке речи. Звуки при этом могут находиться как в непосредственном соседстве друг с другом (ср., например, изменение звуков в слове отдых [од.ых]), так и на определенном расстоянии друг от друга (ср., например, просторечное колидор).
Одна из причин комбинаторных изменений звуков - их артикуляционная связанность (особенно соседних звуков), в результате которой происходит влияние звуков друг на друга: рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (с началом артикуляции) последующего звука, что влечет за собой качественное изменение звука. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.
Аккомодация (< лат. accomodatio 'приспособление') - это частичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гласного (ср., например, аккомодацию гласных согласным в русском языке: артикуляция гласных непереднего ряда а, о, у после мягких согласных продвинута вперед в экскурсии: [нос] и [н"ос], [рад] и [р'ад], [лук] и [л">к]; или аккомодацию согласных гласным переднего ряда, в результате которой происходит смягчение согласных: efep'Jx, ц[ер']ковь. Аккомодация, таким образом, чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными.
Ассимиляция (< лат. assimilatio 'уподобление') - это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах слова или словосочетания. В отличие от аккомодации, ассимиляция происходит между звуками одного типа - гласными (вокалическая ассимиляция) или согласными (консонантная ассимиляция). В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, различают ассимиляцию по мягкости/твердости (ср. косточка, но ко[с'т']и), по глухости/звонкости (ср. книжечка, но кни[шк]а), по месту образования (ср. высокий, но вы-[ис]ий\)по способу образования (ср. обман, но рус. диал. о[м:]ан) и т.д.
На основе ассимиляции часто возникает явление диэрезы (< греч. diairesis 'деление, раздел') - выпадение согласных (ср. произношение слов co[nij]e. че[си]ый, пра[зн]ик и т.д.).
Разновидностью ассимиляции является сингармонизм (< греч. syn 'вместе' и harmonia 'созвучие'). Сингармонизм широко представлен в тюркских и в ряде финно-угорских языков. Звуки зависимых компонентов слова (аффиксов) уподобляются звукам независимых компонентов (корней): в турецком языке, например, употребление вариантного суффикса -larl-ler предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суф.-/аг, например, odalar 'комнаты', если же в корне гласный переднего ряда -то суф.-/ег, например, evler 'дома'.
Диссимиляция ( < лат. dissimilatio 'расподобление') - это артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков, ср. например, рус. лит. бомба и просторечное бо[нб]а, в котором утрачивается общий для [м] и [б] признак (губно-губное образование) или контактную диссимиляцию двух смычных согласных в словах легко и мягко, где произносится звук [х].
У гласных различают две слабые позиции: первую и вторую
I слабой позицией для гласных является нахождение их перед ударным гласным (в
предударном слоге) после твердых и мягких согласных и в абсолютном начале слова.
Гласные звуки, подвергающиеся качественной редукции в I слабой позиции:
[∧] – ослабленный звук [а], появляющийся в первом предударном слоге после твердых согласных и в абсолютном начале слова (представитель фонем <а>, <о>): вода – [в∧ абрикос [∧
[иэ] – звук средний между и и э, появляющийся в первом предударном слоге после
мягких согласных (представитель фонем <а>, <э>) – чащоба – [ч’иэ], лесной – ].
[ыэ] – звук средний между ы и э, появляющийся в первом предударном слоге после
звуков [ж], [ш] (представитель фонем <а>, <о>, <э>): жена – [жыэ], шоссе – [шыэ].
II слабая позиция – позиция нахождения звука до гласного в I слабой позиции и
после ударного гласного (в заударном слоге).
[ъ] – редуцированный гласный непереднего образования во всех безударных слогах,
кроме первого предударного и безударного в абсолютном начале слова, после твердых согласных (представитель фонем <а>, <о>): золотой – [зъл∧], липовый – [ъвыи].
[ь] – редуцированный гласный переднего образования во всех безударных слогах.
кроме первого предударного и безударнорго в абсолютном начале слова, после мягких согласных (представитель фонем <а>, <о>, <э>): летательный – [лиэ
ьлныи], перелесок – [п’ьр’иэ].
Таким образом, сильной позицией для гласных фонем является положение под
ударением. Основной вид сильной гласной фонемы выступает в начале слова и перед твердой гласной. В остальных ударных положениях появляются разновидности сильных гласных фонем.
Согласные звуки, стоящие в слабой позиции подчиняются следующим фонетическим
законам:
1. В конце слова и перед глухими согласными происходит обязательное оглушение
звонких согласных в парные глухие. На месте [г] произносится [к]: сне[к], вдру[к],
остри[к]ся. Однако оглушение [г] в [х] обязательно в словах лё[х] кий, мя[х]кий и
производных от них. В конце слова и перед глухими согласными [в] оглушается в [ф]: ро[ф],
коро[ф]. На месте [з] произносится [с]: во[с], ро[с]. На месте [б] – [п]: бо[п], стол[п].
2. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях
уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать,
во[г]зал.
3. Согласные, стоящие перед мягкими согласными подвергаются ассимиляции, т. е.
тоже произносятся мягко. Например: [з’д’]есь, гво[з’д’]и, пе[н’с’]ия.
4. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш:].
Например: ни[ш:]ий, вы[ш:]ий, проки[ш:]ий.
5. Сочетания сж и зж произносятся как долгий твердый [ж:]: ра[ж:]ать, и[ж:]арить.
6. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж’:]:
во[ж’:]и, дро[ж’:]и. Однако наряду с произношением долгого мягкого [ж’:] допустимо и
произношение долгого твердого[ж:]: во[ж’:]и и во[ж:]и, дро[ж’:]и и дро[ж:]и.
7. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш’:]: [ш’:]астье, [ш’:]ет.
8. Сочетание зч на стыке корня и суффикса произносится как долгий мягкий [ш’:]:
прика[ш’:]ик, изво[ш’:]ик, обра[ш’:]ик.
9. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч’:]: подря[ч’:]ик, нала[ч’:]ик.
10. Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц:]: пятна[ц:]ать, золо[ц:]е.
11. Сочетания дс и тс на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: горо[ц]кой,
заво[ц]кой. Сочетание тс на стыке окончания 3-го лица глаголов с частицей -ся произносится
как [ц:]: брее[ц:]а, боре[ц:]а. Также произносится и сочетание -ться.
12. Двойные согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда
ударение падает на предшествующий: гру[п:]а, програ[м:]а. Если же ударение падает на
последующие слоги, то двойные согласные произносятся как один звук: а[к]орд, гра[м]атика.
Двойной согласный не произносится в конце слова: мета[л], гри[п], а также перед
согласными: гру[п]ка.
В следующих словах произносятся двойные согласные:
13. На месте буквы щ в соответствии с нормой произносится двойное мягкое [ш’:].
Твёрдый [ш] в литературном языке произносится лишь в слове помо[ш]ник.
14. Мягкие губные М, Б, П, Ф на конце слова иногда ошибочно произносятся твёрдо:
се[м] вместо правильного се[м’], обу[ф] вместо правильного обу[ф’]. Особенно часто
нарушается норма при произнесении сложных числительных семьдесят, восемьдесят и форм повелительного наклонения окончанием -те (оставьте) и с частицей ся- (готовься), где в литературном произношении губные также сохраняют мягкость.