Слог– это минимальная единица,выделяющаяся максимальной слитностью своих компонентов. Слог занимает промежуточное положение между звуком и фонетическим словом.
С артикуляционной точки зрения слог – это волна
мускульного напряжения речевых органов.
С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, т.е. нарастание и спад звучания и слухового эффекта.
В слоге как сегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он
является вершиной слога, остальные звуки неслоговые (неслогообразующие). Рассмотрение слога с точки зрения слоговости/неслоговости звуков устанавливает, какие звуки в разных слогах могут быть слоговыми, как они соотносятся с неслоговыми звуками, по каким параметрам происходит нарастание и ослабление слоговой волны, т.е. каковы законы построения слога.
Существует несколько теорий слога. Основные из них следующие.
Экспираторная (выдыхательная) теория, известная еще с античных времен,
разработання в дальнейшем немецкими лингвистами XIX в., а в новейшее время лингвистом Р.Стетсеном (в 1951 г.). Согласно данной теории слог – это ряд звуков, произносимых одним дыхательным толчком. Сторонники данной теории считают, что в речи при выходе воздушная струя выходит не плавно, а идет толчками, и каждому толчку соответствует слог.Проверить это можно так: если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука – пламя дрогнет два раза, молоко – три раза. Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и свеча дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.
Сонорная или акустическая теория была выдвинута датским ученым Отто Есперсеном. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Все звуки Аванесов по сонорности делит на три группы: гласные – наиболее звучные, сонорные – менее звучные и шумные согласные – наименее звучные. Все слоги в слове, кроме начального и конечного, как считал Р.И. Аванесов, строятся по закону восходящей звучности. Это значит, что от начала слога до его вершины – слогового звука происходит нарастание звучности. Он формулирует основной закон слогораздела, который заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного:па-трон,пу-дра,кар-та,хол-ста.
Теория мускульного напряжения, развивавшаяся Л.В. Щербой вслед за французским лингвистом М.Граммоном. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения. В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяют сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные, у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, сильноначальные – конец слога. Если интервокальная группа состоит из двух или трех согласных, то место слогораздела определяется местом ударения . Если ударение падает на гласный, предшествующий интервокальной группе согласных , то слогораздел проходит после первого согласного этой группы: кол-ба, фонар-щик, пят-ка. После безударного гласного вся группа согласных отходит к следеющему слогу: кап-кан, па-стух, пу-скать.
Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами, то место в
слове, где при скандировании можно сделать паузу.
Современные теории слога базируются на основных положениях всех рассмотренных
теорий. Признается, что:
- слог – это минимальная произносительная единица;
- слог обязательно включает в себя либо гласные звуки как звуки наиболее высокой степени звучности, либо сонорный согласный, который тоже в русском языке является слогообразующим;
- слоги в русском языке могут быть открытыми, заканчиваться на слогообразующий звук и закрытыми, оканчиваться на неслогообразующий звук;
- различаются слоги ударные и безударные;
- слог русского языка строится по принципу восходящей звучности (носит характер закона в системе современного русского языка), который наиболее полно выступает в неначальных слогах;
- граница слога проходит в слове в том месте, где наблюдается наибольший спад звучности: ла-сто-чка; Исходя из этого сочетания двух шумных согласных в положении между гласными отходят к последующему слогу: ру-чка, ру-чка, ла-пша.
- согласный между гласными всегда входит в последующий слог: ма-ши-на, дру-жок, бе-ре-за;
- сочетание шумных согласных между гласными относятся к последующему слогу: а-пте-ка, ла-пша, зве-зда;
- сочетания шумных согласных с сонорными обязательно отходят к последующему слогу: ка-пля, кро-вля, ко-ртик, до-брый;
- сочетание двух сонорных допускает вариативное деление: вол-на, кар-ман и во-лна, ка-рман;
- при сочетании сонорных согласных с шумными между гласными сонорный обычно отходит к предшествующему слогу: вол-чок, бом-ба, пол-ка;
- долгий (двойной) согласный, находящийся между гласными, делится слогоразделом на две части: кон-ный, под-та-щит, от-де-лать;
- звук [j] ближе к гласному по степени звучности, поэтому при сочетании с сонорным граница пройдет после [j]: вой-на, сой-ка, май-ка.
Выделяют три основные группы типов слогов: по структуре, по акустическому строению и по положению в слове.
I. По структуре выделяют:
по началу: прикрытые (tat, ta), слог начинается с согласного: ты, сло-варь и
неприкрытые (at, a) – с гласного: он, а-стра, и-ней;
по концу слоги закрытые (tat, at), заканчивающиеся неслоговым звуком: стол, тай-ник
и открытые (ta, a), заканчивающиеся на слогообразующие гласные: дно, ре-ка, до-ро-га;
по началу и концу одновременно: полные (tat) т.е. прикрыто-закрытые слоги: сон, стол
и усеченные слоги с начала (at): ум и с конца(ta): два;
по характеру начала и конца с легким началом, т.е. начинающийся с гласной или с
одной согласной: дом, и с тяжелым началом, т.е. начинающийся с двух согласных: стук.
II. По составу и длине столько звучные, сколько в слоге звуков: стол – четырезвучный
III. По акустическому строению
восходящие слоги: ты, три;
ровные слоги: оазис;
нисходящие: он;
восходяще-нисходящие: сон, зуб;
нисходяще-восходящие: рдела.
IV. По положение в слове:
начальный – слог, с которого начинается слово: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
внутренний – слог, который находится в середине слова: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
конечный – слог, которым заканчивается слово: ра-ду-га, за-тме-ни-е;
V. По ударению: ударность, безударность