Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.
Рубинштейн описывает познание как активную деятельность, а не только созерцание.
Но Рубинштейн подмечает, что личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной. Чтобы в полной мере ответить на вопрос о возникновении и развитии связи между сознанием и деятельностью человека, необходимо сперва узнать, где и как она образуется.
Согласно представлениям С.Л.Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:
• установки и потребности (то, чего хочет человек);
• дарования и способности (то, что может человек);
• закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).
Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко выработанной жизненной позицией и мировоззрением, которое сложилось в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.
Если рассматривать личность в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:
1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).
2. Личностный склад (особенности характера и особенности).
3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).
Психоаналитическая теория З. Фрейда:
Структура личности вкл. в себя 3 компонента :Ид, Эго, Супер-эго. Ид- это инстинктивное ядро личности, живущей по принципу удовольствия. Эго- это рациональная часть личности, руководствуется принципом реальности. Супер-эго –моральная сторона личности( совесть). З.Фрейд считал, что сексуальность дается от рождения и развивается ,проходя через определенные стадии.
Аналитическая психология К.Юнга.
В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).
Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Например, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи..
Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания — Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.
Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".
Тень — это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое — негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать.
Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима — женское начало в мужчине, а Анимус — мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях.
Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость — это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Развитие самости — главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego.