пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Русская лит-ра 2/3 20 в.
» Теория языка
» Синтаксис 2
» Языкознание
» Морфология. Служебные ч.р.
» Психология
» Фонетика
» Психология управления
» Анатомия,физиология и гигиена
» Возрастная психология
» Русская литература 2/3 19 в.
» Лексикология
» Русская литература 1/3 19 в.
» НСЯ
» Детская литература
» ОМЗ
» Педагогическая психология
» Словообразование
» Социальная психология
» Русская литература 3/3 19 в.
» Руссская лит-ра рубежа веков 19-20
» Зарубежная лит-ра рубежа веков 19-20
» Краеведение
» Синтаксис
» Русская литература 20 в.

12. Письмо. Этапы и формы развития письма.

Люди пользуются устной речью около 500 тыс. лет, письмо возникло гораздо позднее.

Первоначальные формы начертательного письма появились 5 тыс. лет тому назад, а буквенному письму менее 3 тысяч лет.

Письменность – одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Устная речь ограничена во времени и в пространстве, тогда как письмо сохраняет информацию во времени и позволяет передавать ее в пространстве на значительные расстояния.

Первоначально для передачи информации на расстояние использовались предметные послания – различные предметы, которым придавалось условное значение. Например, засохшая ветка сообщала о смерти вождя, стрела о приглашении на охоту или объявлении войны. Однако возможности такого письма были ограничены.

Вообще письмо – это система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи с целью передачи ее на расстояние или закрепления во времени.

7.2. Этапы и формы развития начертательного письма

Науке известны несколько типов письма, исторически сменявших друг друга.

Одной из древнейших и примитивных форм письма является пиктография – изображение предметов, событий и действий рисунками, которая не располагала какой-либо установившейся системой букв, обозначающих звуки устной речи, тот или иной условный рисунок непосредственно соответствовал какому-либо предмету или явлению.

Более совершенной по сравнению с пиктографией формой письма, принятой и сейчас у некоторых народов (в Японии, Китае и др.), является идеография, которая также не располагает алфавитом, служащим для передачи звуков устной речи: символические знаки (иероглифы, логограммы), принятые в идеографическом письме, непосредственно передают те или иные понятия.

 Переход от пиктографии к идеографии вызван необходимостью передать на письме абстрактные понятия, которые не могут быть изображены с помощью конкретного рисунка. Можно, например, нарисовать дом, стрелу, сову, зайца.

 Но невозможно наглядно передать значение «родина», «лететь», «мудрость», «трусость».

Вначале используются те же рисунки, но значение их меняется, например, рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма может обозначать понятия «зоркость», «бодрствование», «видеть» и др.

Удобство идеограммы в передаче понятия вне конкретного звукового оформления в речи; неудобство в том, что каждое из огромного количества передаваемых в языке понятий должно иметь свой собственный знак: так в полных словарях китайского языка содержится более 40 тыс. иероглифов.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению фонографии, отражающей произношение слова. Первым этапом фонографии было слоговое, или силлабическое письмо с основной единицей – силлабемой (слогом), например, понятие гуськом изображалось двумя логограммами «гусь» и «ком».

 Разновидностью слогового письма является консонантное письмо, в котором основными знаками передаются согласные, а гласные либо вовсе не обозначаются, либо передаются особыми дополнительными знаками. Таково, например, современное арабское письмо, в котором есть 35 специальные знаки для согласных, а гласные могут передаваться при помощи надстрочных и подстрочных значков – комбинаций точек, кружков и черточек.

 Вторым этапом развития фонографии было создание алфавитов, буквы которых отдельно передают согласные и гласные.

Русское письмо, как и письмо абсолютного большинства народов мира нашего времени, является фонографическим, или звуковым: специальными условными знаками (буквами) передаются отдельные звуки, комбинациями букв фиксируются на письме сочетания звуков, составляющие слова устной речи.

Каждое фонетическое письмо располагает определенным алфавитом или азбукой – перечнем, совокупностью букв, расположенных в определенном установленном порядке.

7.3. Использование пиктографии, идеографии и фонографии в современном обществе Пиктограммы используются и в настоящее время. Это изображения товаров на вывесках магазинов и мастерских: калач, бутылка молока, круг колбасы, сапог и т. д. Это некоторые дорожные знаки, например, изображение детей.

Элементы идеографии есть и в нашем письме: цифры, выражающие понятие числа, специальные научные символы, например, математические, химические и др.

Дорожные знаки могут выступать также и как идеограммы, например, зигзаг – «поворот», крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!» и т.п.).

Русское письмо – звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, - , ×, : , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.


17.06.2016; 13:27
хиты: 120
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь