Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании.
Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую степень человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. Оно существует в процессе познания переход от явления к сущности.
Проблема языка и мышления (и сознания) – одна из самых сложных и дискуссионных в теории языкознания.
Трудность проблемы в том, что: 1) это явление одновременно и социальное, и биологическое; 2) двойственна по своей природе: статичны и динамичны одновременно. Они являются, с одной стороны, средством закрепления общественного познания и с другой стороны – представляют мыслительно-речевую деятельность; 3) мышление многокомпонентно, язык тоже сложен, многоярусен и многофункционален.
В разные периоды развития науки о языке она решалась по-разному, например: представители логического направления отождествляли эти понятия (логическим категориям как вневременным и всеобщим должны соответствовать, по их мнению, и универсальные языковые категории); сторонники психологического направления пытались решить этот вопрос в иерархической плоскости, обосновывая примат то мышления по отношению к языку, то языка по отношению к мышлению; представители американского структурализма полагали, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира.
Несмотря на разное решение этой проблемы, все исследователи сходились на том, что связь между языком, мышлением и сознанием существует, расхождения начинались тогда, когда вставал вопрос о природе и качестве этой связи.
Одни ученые полагают, что механизм мышления не связан с вербальным кодом и осуществляется независимо от языка на универсальном предметном коде (коде смысла), другие считают, что механизм мышления тесно связан с языком, и без языка не может быть мышления, наконец, третьи полагают, что мышление может быть как вербальным, так и невербальным (чувственно-образным).
Подлинно научное решение этого вопроса дает материалистическая теория отражения, согласно которой язык и мышление, образуя теснейшее диалектическое единство, не составляют, однако, тождества: это разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью. Признание единства языка, мышления и сознания – одно из основных положений в материалистической концепции языка. При этом язык и сознание не существуют отдельно, обособленно друг от друга: язык есть не только средство выражения мысли, но и форма ее существования. Правда, не единственная: мысль может воплощаться не только в слове, но и в различных образных представлениях (такие виды несловесного искусства, как живопись, скульптура, музыка, являются формами выражения чувства и мысли человека). Однако язык отличается от них тем, что он не только выражает мысль, но и формирует ее.
Устанавливая объективно существующую взаимосвязь языка и мышления, отметим, что категорией языка является слово, а категорией мышления – понятие. При этом слова называют понятия, но не отождествляются с ними. Существует множество слов, которые имеют лексическое значение, но не называют понятий окружающей действительности: это местоимения, служебные части речи, имена собственные, местоименные наречия, междометия. Таким образом, на вопрос «влияет ли язык на мышление и мышление на язык?» однозначного ответа нет. Этим занимается этнолингвистика: язык влияет на мышление. Язык определяет характер мышления в целом. Мы не можем утверждать, что язык влияет на мышление. Но мы должны разграничить логическую и языковую картину мира. Языковая картина мира национальна, не одинакова. Язык влияет не на содержание мышления, а лишь на технику мышления.