Общий пафос – индивидуализация, появление понятия о privacy.
Отношение к смерти. Перенос центра внимания с мёртвых (СВ) на живых.
Индивидуализм. Индивидуальная яма на кладбище. С 18 в. Исчезают безымянные могилы, появляются наивные эпитафии, надгробия, мемориалы. Нет больше представления о замене одного человека другим. Вместе с тем – демократизация: со 2 пол. 18 в. знать хоронят не в церкви, а на общем кладбище.
Изживание веры в Божественную волю. Она есть, но с рубежа 17-18 в. представление о ней отходит на второй план.
Вынесение кладбища за городскую черту. Живые отделяются от мёртвых. Ранее кладбище – место прогулок, торговли.
Госконтроль за погребениями. Стоя и вниз головой больше не хоронят. Не подселяют в чужую могилу.
На кладбище можно проявлять скорбь. В других местах начиная с 17 в. этого делать не принято.
Абстрагирование от мыслей о смерти. В 19 в. о смерти уже не думают постоянно (!). Загробный мир как отдохновение от жизни. Лирический (романтический), героический образ смерти.
|
1600 |
1700 |
1750 |
1800 |
Лондон |
200 000 |
575 000 |
675 000 |
948 000 |
Париж |
300 000 |
570 000 |
570 000 |
550 000 |
Рим |
135 000 |
158 000 |
158 000 |
153 000 |
Город в Новое время. Крупнейшие – Париж и Лондон. Но у Лондона конкурентов нет. Новшества, но во многом – ещё средневековье.
Теснота и анонимность. Только с конца 18 в. – более-менее широкие улицы и площади (в Америке – изначально).
Свет и освещение. Из-за частой застройки и узких улочек света мало даже днём (=> преступность - !).Только с 18 в. – уличное освещение и таблички с названием улиц.
Преступность. Процветает из-за отсутствия освещения и полиции (до 19 в.), а также из-за того, что город – место возможностей, где тусуют различные деклассированные элементы и лишенцы. Поэтому в темноте без большой дубины не ходят.
Грязь и шум. Помои – на улицу. Высокие сапоги и короткие штаны. С 17 в. – кареты, с 18 в. – наёмные экипажи.
Нищета и болезни. Грязь, отсутствие водопровода и канализации.
Ежедневная газета. 1702 – первая в Лондоне.
Дома. 3-5 этажей, тесные, деревянные (после 1666 в Лондоне – каменные). Бедняки как жили в 17 в., так и жили до 19 в. А у богатых – изменения.
Публичность и приватность.
17 в.: богатые – всю жизнь на публике => постоянно принимают кого-нибудь дома и сами ходят в гости => дом – проходной двор: слуги (их много – репрезентативная f), приказчики, друзья, клиенты. Нет привычки к уединению. В доме – анфилады, галереи, разборная мебель, сундуки.
18 в. – стремление отгородиться от внешнего мира. Мой дом – моя крепость. Тяжёлый неразборный кровать с балдахином. Деление дома на части. Коридор вместо анфилады. Встречи в пабах и кофейнях (1652 – первая в Лондоне), а не дома. Сокращение штата слуг, вызов их колокольчиком. Не ходят в гости по утрам (без предупреждения).
Повседневная жизнь в XVII – начале XIX в. Семья, образование и воспитание.
1. Семья. Растёт средний брачный возраст. И при этом принято хранить девственность до свадьбы (28-30, и это при среднем возрасте ок. 45 лет!). «Отсроченный брак». Причины этого неясны, связывают прежде всего с тем, что теперь обзаводится семьёй принято, достигнув экономической самостоятельности. Велика власть главы семьи (чем выше по соц., тем больше).
2. Дети. В среднем по 5 в семье. Среди младенцев и детей до 7 очень высока смертность: 20-30%. Плоха гигиена, множество несчастных случаев, преднамеренные и непреднамеренные детоубийства. Это ведёт к представлению о том, что человек – только взрослый. Нет детской одежды. Доктора лечат всех от 7 до 70. Отношение к детям меняется с 18 в. Больше детей выживает => смерть – трагедия. Потом – иезуиты, просвещение (осознанное разумное воспитание, чтоб был достойный член общества). Назидательная литература для детей – с 2/2 17в. С 18 в. – детские дома.
3. Воспитание. По статистике на 1780 – меньше 1% детей вскармливают собственные матери. Отдают на воспитание кормилице в деревню. Затем – в другую семью. Основной метод – порка. Становится меньше только к 18 веку. Детей контролируют во всю, запугивают всеми возможными кошмарами. Демонстрациями трупов прививают философское отношение к жизни. К 19 веку идеал воспитания – интернат (то же отделение).
4. Образование. Начиная с позднего Средневековья – традиции колледжей. Должен быть буфер между детством и взрослостью. Долгое время в школах детей не делят по возрастам, не воспитывают. Особый подход – только с иезуитов 17го века – психологизм, методики воспитания. Главное отличие от СВ – дисциплина, теперь она жёстче. Растёт срок обучения: 4-5 лет. 2 ветви: коллеж, лицей (среднее образование для знати), школа для простолюдинов (начальное). 2 концепции образования: «универсальная» (подходит всем) и «личностный подход». Остаётся где-то «короткое детство» - дети без школ сразу прыгают во взрослую жизнь (после 7-10 лет).