пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16.1 Основные течения идейно-политической мысли на Ближнем Востоке в конце XIX - начале XX в

Вторая пол. 19-начало 20в. стали эпохой̆, значительно трансформировавшей̆ страны Востока. Одним из показателей̆ этих изменений было становление первонач. форм соврем полит процесса. Можно выделить некоторые общие импульсы для стран Востока в плане становления полит процесса: 1) Европейская экспансия. Она способствовала модернизации стран Востока 2) Корректировка самим гос-вом систем гос управления, то есть инициатива «сверху» 3) Развитие объединяющих территор пространство стран Востока внутриэк связей и установление тесных хоз. контактов.

Происходят важные изменения в социальной̆ структуре общества. Появление «образованного класса». Интеллигенцией̆ его назвать сложно из-за неоднородности, но что-то вроде того было. «Образованный класс» создавал новое информационное поле, становившееся возможным благодаря появлению прессы на национальных языках, выдвигал новые идеалы. Важно: осуществить это он мог только с опорой̆ на государство, такова специфика Востока. Также этот класс выступал за проведение реформ, направленных на создание объединенного национальными узами сообщества. Центральной̆ стала идея национального возрождения. Она получила несколько оттенков: от почвенничества (отрицание контактов в Европой̆ ваааще) до западничества (призывали к коренной перестройке нац. сообщества). Что в итоге?

1. идея демократии начала осмысляться в терминах «народ-хозяин» или «власть народа», воплощение которого-парламент, то бишь совет избранников этого народа.

2. Понятие «общество» трансформир в «человеческое единство», предполагающее, что некая аморфная людская масса обладает независимой от ее правителей волей и суверенной способностью к совершению каких-л. поступков.

3. Народ перест быть совок мятежников и бунтовщиков, теперь - общность граждан, объединенных одной родиной

4. Социальная идея как способ содружества всех составляющих восточное общество слоев. Внутреннее содержание этой идеи было близко к европ пониманию социализма, но конечно не полностью соответствовало. Эту идею продвигали партии Национального дела. Армения - Гнчак и Дашнакцутюн, у евреев - По-алей- Цион, египетская Нац партия.

5. Цивилизационный элемент. Провозглашение какого-либо народа Востока суверенным означало, что он обладает богатым наследием. Для стран Ближнего Востока оно ассоциировалось с цивилизацией ислама. Были и такие страны, где процесс национального возрождения осуществлялся в светских формах. Например, Сирия. В целом же, на Ближнем Востоке сама возможность национальной жизни становилась реальности благодаря обращению к нац.религии - исламу, рассматривавшемуся в кач-ве антитезы французскому и испанскому католицизму и русскому православию.

Общественные и политические организации в к 19-нач 20 вв. цель-модернизация и реформирование общ-ва. Процесс их появления - пройти 2 этапа: 1. Появление полит организаций, строившихся по принципу религ, земляческой или клановой принадлежности, объединение их в общенац и долговрем партии-конгломераты. Их гетерогенность почти везде. В объед проблемы. Например, в Турции партия «Единение и прогресс» видевшая свою задачу в сохр ведущего положения турок оказалась несовместимой с устремлениями славяно-балканских, арабских и армянских националистов.

В Иране вообще шиитские богословы во время революционных событий 1 905-1907 гг. «благословляли» создание парламента и принятую им конституцию, то есть были по сути ведущей силой реформирования общества. К тому же, Иран во многом демонстрировал общие для Ближнего Востока тенденции. Суть их состояла в том, вне зависимости от уровня соц-эк развития страны, любые попытки предпринимаемой модернизации должны соотноситься с традицией. Традиция должна освящать политическую модернизацию. Модернизация могла обрести статус законного начинания, только если поддерживалась традицией. Какие еще партии выступали за модернизацию? Арабская Нахда, турецкие «младотурки». Партия «Единение и прогресс», пережив этап правительственных антиреформистских гонений и опираясь на действенную помощь армейского офицерского корпуса, смогла стать во главе страны.

 Конкретики. В 1870-80 гг. Египет стал центром интеллектжизни арабов. Егип цензура допускала больш свободу слова

О Турции: Распростр просветительских идей султана Абдул Хамида II. Новая традиция: использование печатного слова в качестве пропаганды. Абдул-Хамид открыл 1 й османский университет, а общее число учебных заведений при нем увеличилось втрое. Абдаррахман аль-Кавакиби (1 899-1902)- критик социального неравенства и политического деспотизма. Жил в Турции,переехал в Египет, опубликовал там книги, в которых критиковал турецкую администрацию и национальное угнетение арабов. Мыслители того времени апеллировали к светским юрид и полит нормам. Абдаррахман, а также Али Мубарак - сторонники реформирования традиц восточного общества. Ориентировались на Европу.

Особенность: становление просветительства в Азии - под воздействием ислама, об этом я уже писала. Исламское реформаторское движение. Лидер - Мухаммед Абдо, главный муфтий Египта. По его инициативе издается журнал «Маяк» (исламское реформаторство). Основные идеи: свободное толкование исламских писаний; ислам не противоречит науке; заимствование европейского научного и технического опыта не предосудительно, если сохранять нац.специфику востока; признают могущество разума и свободу воли человека; поэтапные реформы в рамках существующего строя. Исламское реформаторство - активное, но узкое идейно-политическое течение. Оно открыло эпоху национального пробуждения и консолидации арабских народов. 1875,Бейрут - первое арабское политическое общество. Осуждение османского самодержания. Требования независимости Сирии и Ливану. Арабский национализм. Лидеры возлагали надежду на поддержку европ держав. Одни - на Фр, другие - на Рос. Крупные лидер - Мустафа Кямиль, публицист, оратор. Идея: освободить Египет можно, если исп разногласия между европ державами. Вел антианглийскую пропаганду во Фр, Германии, Австро-Венгрии. Выступал против революций. С начала XX в. преобладают антизападные идеи. Джамаль ад-Дин аль-Афгани. Еще в конце XIX в. аль-Афгани объединил вокруг себя мусульманскую интеллигенцию. В исламе видел инструмент консолидации мусульманского мира, противовес Европе. В исламе видел социальную справедливость, народовластие, классовую гармонию. Многие арабские националисты придерживались концепции османизма (единство и равенство всех подданных османской империи). Пример - Халиль Ганем. В целом турецкие и арабские националисты близки во многих вопросах. Арабский сепаратизм. В н. 20 в. в ОИ 45-50% арабов. Из них сепаратисты восновном - арабы-христиане. Они приходят к выводу, что значение имеет не религия, а общая родина и культура, т.е. нац-сть (это отход от мусульм представлений). Появл Османская партия децентрализации (сам этот термин младотурок), на 90% - арабы-националисты. Требования: полит признание арабской нации, арабский язык - второй гос; террит принцип вербовки госслужащих и армии.

3)  Младотурки    (политические  приемники  «новых  османов»)  –  политическое  движение  в Османской  империи,  которое  начиная  с  1876  года  пыталось  провести  либеральные реформы  и  создать  конституционное  государственное  устройство.  Младотуркам  удалось свергнуть  султана  Абдум-Хамида  II  (1909)  и  провести  половинчатые  прозападные реформы,  однако  после  поражения  Турции  в  Первой  мировой  войне  они  потеряли  власть. После  победы  Кемаля  Ататюрка  (1923)  большинство  младотурок  начали  активную деятельность  в кемалистской  Народно-республиканской  партии. Одной  из  идеологических основ  национальной  политики  младотурок  стал  пантюркизм.  Эта  концепция  родилась  на основе  идей  молодого  общетюркского  этноцентризма  (туркизма).  Надо:  разделить светскую  и  духовную  власть  и  развивать  тюркскую  нацию  на  основе  достижений европейской  цивилизации,  объединить  тюркоязычные  народы  в  рамках  единого государства.  Сформировалось  во  второй  половине  XIX  века.  Движение  началось  среди тюрков  в  Крыму  и  на  Волге,  изначально  стремящимся  объединиться  c  тюрками  Осм.  имп. Они  также  широко  использовали  лозунги  панисламизма  (религиозно-политическая идеология,  в  основе  которой  лежат  представления:  о  духовном  единстве  мусульман  всего мира  вне  зависимости  от  социальной,  национальной  или  государственной принадлежности; и  о  необходимости  их  политического  объединения  под  властью  высшего духовного  главы  (халифа)).  По  его  примеру:  младотунисское  движение,  младоафганское движение  (партия  «Молодой  Тунис»  (либеральны  националисты;  против  французов)  с 1907 г., движение  1909-1912 гг., окончательно  подавлено к  1916 г.)

4)  Сионистское  движение  –  политическое  движение, целью  которого является объединение  и возрождение  еврейского  народа  на  его  исторической  родине  —  в  Израиле,  а  также идеологическая  концепция,  на  которой  это  движение  основывается.  Началось  с зарождением  в  России  раннесионистского  движения  «Хиббат  Цион»  и  началом  массового въезда  евреев  в  Палестину,  плюс  взрыв  антисемитизма  в  Европе  (дело  Дрейфуса)  –  идея национального  возрождения  еврейского  народа  в  Палестине.  К  концу  века  –  политический сионизм  (создание  в  Палестине  еврейского  национального  государства,  начало крупномасштабной  иммиграции  в  Палестину  –  алия).Основателем  политического сионизма  считается  Теодор  (Беньямин-Зеэв)  Герцль.  В  1896  году  Герцль  опубликовал свою  книгу  «Еврейское  государство»,  в  которой  изложил  своё  видение  будущего еврейского  государства.  Уже  в  следующем  году  Герцль  руководил  первым  Всемирным сионистским  конгрессом  в  Базеле,  где  была  основана  Всемирная  Сионистская Организация.  Сначала   же  (  с  80-х  гг.  19  в.)  поселенцы  просто  создавали сельскохозяйственные  поселения  в  Израиле.  Отсюда  киббуцкое  движение  (строительство с/х  коммун  –  в  продуктивном  сельскохозяйственном  труде  залог  возрождения  еврейского народа).

5)  Моджахедское  движение  в  Иране  (рев.  1905-1911  гг.).  Против  династии  Каджаров  (17961925)  –  стихийные  народные  выступления,  создание  в  городах  Северного  Ирана организации  моджахедов  (интеллигенция  и  духовенство)  –  все  это  под  лозунгами  реформ и  созыва  законосовещательного  собрания.  Силой  пытаются  подавить.  Сопротивление, требование  у  шаха  конституции  –  вуаля,  конституция  1906  г.  (к.  монархия).  В  итоге, Россия и  Англия ввели  туда  свои  войска  и  к  1912 г. все  подавили.

6)  В  конце  19  в.  в  Азербайджане  начало  складываться  движение  «Мусават»,  боровшееся  за национальное  объединение  тюркских  народов  Кавказа.  В  его  формировании немаловажную  роль  сыграли  идеи  пантюркизма  (влияние  Осм. имп.).


08.01.2018; 19:48
хиты: 87
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь