пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

20.1.Китай под маньчжурским владычеством в XVII-XVIII вв.

В начале XVII в. – глубокий кризис в империи Мин. 30-е гг. XVII в. – многочисленные восстания крестьян. Часть китайских феодалов, чтобы подавить эти восстания, начала переговоры с маньчжурскими ханами. Ханы дали согласие предоставить войска. Весна 1644 – маньчжуры вступили на территорию Китая. Вступили в Пекин и здесь провозгласили правителем страны одного из сыновей своего хана Абахая. Так в Китае закончилась история династии Мин и началась история династии Цин, которая правила страной на протяжении 267 лет (1644-1911).

Весна 1645 – остатки повстанцев разгромлены. Погиб и их предводитель – Ли Цзычен. Маньчжуры заняли г. Янчжоу у Великого Канала. Здесь войска, верные минским правителям, особенно долго сопротивлялись. Когда город бы захвачен, продвижение маньчжуров на юг было облегчено. Сил, готовых оказывать сопротивление, не осталось. Но отдельные партизанские отряды выступали против маньчжуров и в 1660-е гг. Сопротивление оказывали и жители побережья. Для борьбы с ними маньчжуры создали флот и использовали переселенческую политику – жителей побережья переселяли вглубь материка. Но одному из сопротивленцев – Чжэн Чэнгуну – удалось даже создать государство на Тайване, которое около 20 лет оказывало сопротивление маньчжурам. Причины поражения Китая:

  •   внутренняя смута

  •   народные восстание

  •   предательство части китайской верхушки

  •   гибкая политика маньчжуров на завоеванных территориях (признали права прежних

    собственников на земли; поощряли обработку целинных земель; отменили част налогов) И все же нашествие стоило миллионов жизней. Часть городов лежала в руинах.

    Социально-экономическое положение Китая в XVII-XVIII вв.

    Аграрные отношение

    Земля делится на 2 части – гуань (чиновничья, 1⁄4 )и минь (народная, 3⁄4).
    Община
    - основа жизни в деревне. Собственность на землю - совместная. Члены общины - родственники.

    Земли общины не обрабатывались совместно, а сдавались в аренду, часто - жителям соседних деревень. Доход от аренды принадлежал всей общине. Из этих денег оплачивались деревенские школы («училищные земли»), культовые нужды («храмовые земли»), помощь бедным родственникам («благотворительные земли»).

    Социальная дифференциация идет медленно, хотя индивидуальное землевладение тоже существовало. Такие земли можно было и сдать в аренду, и продать, но лишь с согласия других членов общины.

    Общинно-клановые отношения очень устойчивые. Целая деревня одних родствннников. Родственные связи находили воплощение в религиозных церемониях. В общине бывали и разбогатевшие родственники, но по образу жизни они мало отличались от основной массы.

    Кроме разбогатевших общинников, часть господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши». Их образ жизни отличался от жизни общинников.

    Арендная плата на землю составляла от 30% до 70% урожая. Большинство землевладельцев, включая шэньши, имели 3-6 га земли, а обычные крестьяне – 0,5-1,5 га.

    Налоги и повинности

    С первой половины XVIII в. – единый подушно-поземельный налог, исчислявшийся в зависимости от количества и качества земли. Вносили все, но только

шэньши и разбогатевшие общинники освобождались от трудовой повинности и платили только денежную

Часть земель по-прежнему принадлежала императору, маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам войск. По-прежнему существовало казенное землевладение – земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от земель – на их содержание.

ИТОГ: основа аграрных отношений в XVII-XVIII вв. – община азиатского типа, основанная на родственных связях и коллективном землевладении. Социальная дифференциация слабая, но шла – зажиточные общинники и шэньши. По-прежнему существовала земля в ведении государства, предназначенная для императора, офицеров и т.д.

Город

Существуют цехи (хан), но они не стали господствующим типом социальной организации. Ремесленники сами же и продают свою продукцию – ремесло не окончательно отделилось от торговли. Частное ремесло задавлено налогами, как и крестьянин, ремесленник нес трудовую и иные повинности в пользу государства. Предприниматель и купец рассматривались властью не как опора трона, а как опасный элемент. Т.е., в отличии от Европы, в Китае не сложился особый правовой статус города. Город не стал автономным центром полит. власти. Казенное ремесло в Китае отлично развито, потому частное ремесло развивается плохо.

Государственное и социальное устройство

Побробнее см: 18.1.

Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.

Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У не приближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.

2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет. В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев. А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.

18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды. В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям.

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.

Социальная структура

300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.
Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатов Впервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами». Чиновник на службе получал жалование. Оно было

невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения.

Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало. Высокая социальная мобильность.

Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени».

В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.

ИТОГ: докапиталистическое общество; отношения, основанные на родственных общинных связях, сложно назвать феодальными.

Внешняя политика
Захватив Китай, решили двигаться дальше – на Корею, Восточную Монголию,

Тайвань и т.д.
1691 г. – подчинение Халхи (северной Монголии; в состав Цинов).
1755 г. – попытка закрепиться в Джунгарском ханстве. Там – восстание против цинов. К 1757 г. подавили восстание, присоединили.
Окончательное присоедение – 1759 г., Джунгария и Кашгария. После Китая – крупнейшие территориальные приобретения.

Другое направление внешней политики – на юго-запад, на Тибет.
1720 г. – захватили восточную часть Тибета, 1750 г. – убили законного правителя. Конец
XVIII в. – Тибет вошел в состав Китая.

1760-е гг. – направление внешней политики на Индокитай. Неудачно
1768 г. – против Бирмы. Вышли из пределов Бирмы. По условиям договора расплавили пушки до ухода с территории, а торговые отношения Бирмы и Китая продолжались.

1780-е гг. – попытки подчинить Вьетнам.
1788 г. – Китай ввел войска, но в 1789 г. – поражение от вьетнамцев.
1790 г. – Вьетнам признал сюзеренитет Китая, но формально. В дальнейшем просто ежегодно посылал подарки богдыхану.

Первые контакты с западными государствами

С начала XVII в. голландская ост-индская компания предпринимала несколько попыток установить дип. и торг. отношения с Китаем.
Но Китай не шел на это. Тогда голландцы обосновались на Тайване.
Обложили население налогами. Недовольство. Восстание.

1660-е гг. – голландцы изгнаны с Тайваня. Но и в XVII, и в XVIII в. имели лучшие отношения с китайской империей, чем другие страны.
XVIII в. – положение голландцев в мировой торговле изменилось. Их потеснили англичане. Уже в конце XVII в. в пригороде Чуанчжоу англичане основали свою первую факторию в Китае.
1757 г. – цинский двор запретил всю торговлю вдоль китайского побережья, кроме Гуанчжоу. 


08.01.2018; 19:56
хиты: 145
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь