пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

39. Автокефализация и феномен автокефальных православных церквей.

            В 1821 г. начинается греческое восстание. Турки расправлялись с восставшими и вообще христианами очень жестоко (константинопольский патриарх Григорий V был повешен прямо на воротах патриархии). Англия, Россия и Франция договорились помочь грекам, и в 1827 г. турки разбиты. По Адрианопольскому миру 1829 г. Турция обязалась признать независимость Греции.

            В 1830 году состоялось образование Греческого (Эллинского) государства. Основание независимого государства повлекло за собой и основание независимой Эллинской церкви. Во время восстания сообщение с константинопольским патриархом было нарушено. С 1833 г. греки начали устраивать свои церковные дела. Пришли к выводу, что церковь  Эллинская должна быть самостоятельной, автокефальной и независимой, нужен постоянный Синод. Верховная власть в церковных делах отдавалась королю. 

            Начиная уже с 1860 болгары просили о независимом от Константинополя церковном правлении, они решили формально отложиться, запретив поминать в богослужении константинопольского патриарха (начало Греко-болгарской распри). В 1867 патриарх Григорий VI решился предложить болгарам экзархат, но с ограничениями, однако было поздно. В 1872 году была торжественно провозглашена независимость от Константинополя. Константинопольский патриарх Анфим VI не согласился и предал отлучению болгарского экзарха и болгарских епископов. В 1878 году Болгария получила и политическую независимость. 

            Сербия стала полностью независима от Турции в 1878. Некая самостоятельность сербской Церкви была установлена уже в 1832 (высшая власть дарована белградскому архиепископу (митрополиту всей Сербии), согласие на избрание которого дает константинопольский патриарх). 1921 – установлена Сербская Православная Церковь. В        1885 году получила автокефалию Румынская Православная Церковь

            А в 1922 году стала автокефальной Албанская Церковь.

            Результат всех этих событий: большая часть греческого населения покинула Турцию, а Константинополь лишился почти всей своей паствы.

            Дополнение:

            В XIX веке происходят первые национальные восстания и начинается национальноосвободительное движение в зависимых от Османской Империи странах. Национальноосвободительное движение в Османской Империи начинается с греческого восстания 1821 года.   А) Греция. 1821 – 1830 – Греческая революция. Большую роль играют русские, да и сама революция начинается с восстания русского генерала Александра Ипсиланти. Султан потребовал объяснений с главы патриархата – патриарха Григория V, тот оттягивал свое решение, давая восставшим возможность развернуть движение. Султан понял намерения патриарха, после чего он был повешен в воротах своего жилища. 1832 – Греция официально обретает независимость. Так, в 1853 году, возникает новая Элладская автокефальная церковь со столицей в Афинах. Получается разделение греков, но иного выхода не было.  Б) Румыния. Сер. XIX – восстания в Валахии, Молдавии и Бессарабии, объединившихся в Румынское княжество и получивших в 1865 году автокефальную церковь.  В) Болгария. 2/2 XIX – революционные настроения в Болгарии. ОИ пытается найти компромисс – 1870 – учреждение Болгарского экзархата – автономная церковная область при сохранении канонической зависимости от Константинопольского патриарха. 1872 – провозглашение экзархом Анфимом I, вопреки запретам патриархии, акта об автокефализации Болгарской церкви. Константинопольский патриарший синод отлучает от церкви всех глав Болгарского экзархата, что положило начало греко-болгарской схизме. Россия занимала позицию полупризнания, конфликт был урегулирован лишь в 1945, когда автокефальный статус болгарской церкви был признан константинопольским патриархом.  Г) Сербия. Получив независимость от ОИ по итогам русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг., Сербия получила в 1879 году автокефалию, признанную Константинопольской патриархией.  Д) Черногория. С XVI века – теократическое государство – князья были одновременно митрополитами. При этом митрополит был монахом, и передать власть сыну не мог, поэтому власть передавалась племяннику. В XX веке провозгласили свою автокефалию, которую никто не признал до сих пор. Таким образом, константинопольский патриархат лишился большинства своей паствы. Так проходило государственное и политическое строительство новых государств, в результате которого церковь стала подняться государству и его национальным интересам, а автокефалия воспринималась как атрибут государственности


08.06.2017; 17:47
хиты: 203
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь