Католическая реформа – новое утверждение традиционной веры и стремление выйти из кризиса не через изменение институтов, а посредством оживления и одухотворения их трудами наиболее зрелых и исполненных святости личностей. Родилась контрреформация как ответ протестантизму в результате плодотворного взаимодействия гуманизма и схоластической традиции.
2/2 XV – подготовка реформы внутри монашеских орденов и параллельное создание новых: театинцев (1524), капуцинов (1528), иезуитов (1534)
½ XVI – церковь намечает общие черты реформы, не спеша приступить к ее выполнению из-за: страхов со стороны папства перед концилиаризмом как порождением возрастающего мирского духа, жертвой которого оно оказалось; и убеждения местных церквей, что только собор сможет начать глубокие преобразования. Все эти начинания, а также насущная необходимость действовать перед лицом угрозы обращения в протестантизм целых государств обусловили созыв Тридентского собора. Контрреформация – период католического возрождения в XVI—XVII вв. Она включала в себя широкий спектр усилий по борьбе с протестантизмом.
5 направлений деятельности контрреформации:
- вероучение;
- основание первых католических семинарий, в которых будущие священники получали должные (с точки зрения католиков) наставления в духовной жизни и получали знание теологических традиций церкви - духовная и структурная перестройка;
- В 1524 году инквизиция была восстановлена в полном объёме, создан трибунал с неограниченной властью на территории любого католического государства. - духовные движения;
- были основаны новые духовные движения, которые должны были быть сосредоточены на духовной жизни и личностных отношениях со Спасителем.
- политические аспекты - В середине XVI века издаётся Индекс запрещённых книг, согласно которому преследовался не только автор, но и продавец, и издатель, и читатель.
- монашеские ордена;
Итог: подвёл Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545-1563), он принял решение об отвержении протестантизма, поддержке тех, кто боролся против реформации, провёл реформу центральной католической власти, утвердив власть Папы как непререкаемую и унифицировал богослужение по епархиям.
ОРДЕН ИЕЗУИТОВ. Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Деятельность этого общества началась практически с 1534 – начало деятельности Общества Иисуса.
1540 – Орден Иезуитов официально утвержден Павлом III (1543 – 1549). В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством. Девиз: Ad majorem Dei gloriam – к вящей славе Божией. Строжайшая дисциплина. Принцип «erit sicut cadaver» (точно труп) – выражение полной покорности младших членов старшим
Структура: де-юре - высший орган власти - генеральная конгрегация, де-факто – в руках генерала, при котором имелся совет в составе шести человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями.
Обязанности членов: монахи жили в миру, а не в монастырях. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на неё своё влияние, как того требовали интересы католической церкви и директивы руководителей ордена. Хитросплетением логических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок или действие, если конечный их результат соответствовал интересам ордена. Иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными, интриги, провокации, преступления — всё преследовало цели «уловления душ». Иезуиты проникали и в самую толщу обездоленных и угнетённых народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и «бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости покорности и смирения, в «тщете и суетности» всего мирского.
Направления деятельности иезуитов были:
- воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения,
- проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической церкви,
- осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма.
- в дальнейшем – обеспечение материального преуспевания ордена.