Симфония – созвучие царства и священства. Правильной нормой отношений Церкви к государству признается на Востоке та, которая начертана в законодательстве Юстиниана I (527 – 565) в виде «симфонии».
До христианства: нет проблем, ибо господствовало язычество, и глава государства являлся духовным жрецом, и в деле культа граждане должны были подчиняться государству. Христианская религия отличается наличием особого института – церкви, которая, как духовная организация, должна была заниматься вопросами вероучения, нравоучения, богопочитания, итд. При этом государство от решения этих вопросов отторгалось, т.е. возникла ситуация, когда в общественной жизни появилась сфера, не контролируемая государством.
Отношения между государством и церковью, как правило, делятся на три типа:
А). цезарепапизм – церковь ставится под контроль государственной власти, глава государства является одновременно главой церкви, государственная власть вмешивается в вопросы вероучения.
Б). папоцезаризм – подчинение государства религиозным организациям, наличие всей верховной власти у религиозного учреждения с предоставлением главе государства только функции управления.
В). симфония – союз церкви и государства, в основу которого положена не идея их противопоставления, а идея гармонии и согласия, сосуществования, а не стремления к подчинению друг друга. В Византии возникла именно симфоническая модель отношений между Ц и Г, но произошло это далеко не сразу.
Константин I (306 – 337) – веротерпимость по отношению ко всем исповеданиям (миланский эдикт 313 г.) и выделение особым образом христианства и христианской церкви. Император не участвовал в назначении священнослужителей, церковная организация не выполняла функции регистрации браков, рождения и смерти, не было финансирования ХЦ со стороны государства.
Преемники Константина Великого – Констанций (337 – 361), Иовиан (363 – 364), Валентиниан (364 – 375), Валент (364 – 378), Грациан (375 – 383), Валентиниан II (375 – 392) в своей законодательной деятельности продолжали возвеличивать христианство, ведя борьбу с язычеством.
Юлиан Отступник (361 – 363) – ради выгод империи и своего величия решил прибегнуть к помощи языческих богов и реанимировать язычество, но не смог.
Феодосий Великий (379 – 385) – своим законом от 380 сделал христианство государственной религией Римской империи. Предпринятые Феодосием I попытки поставить церковь на службу государству и установить цезарепапизм были пресечены епископом Амвросием Медиоланским (340 - 397), это продемонстрировало силу и самостоятельность церковной организации.
Императоры V в. – Аркадий (395 – 408), Гонорий (395 – 423), Феодосий II Младший (408 – 450), Валентиниан III (425 – 455) – принимали антиеретические и антиязыческие законы, вводили новые привилегии для церкви и духовенства, но действовали в основном исходя из интересов государства, не отделяя церковную политику от государственной. Для сохранения целостности государства императором пришлось заниматься созывом церковным соборов, первоочередной задачей которых было предотвращение раскола в церкви. Заботе о единстве империи усложнялась еще и тем, что многим императорам их положение на троне казалось ненадежным.
Лев I (457 – 474) – свой приход к власти подкрепил церковным обрядом венчания на царство, получив при этом не только поддержку большинства жителей империи, но и право вмешиваться в решение религиозных вопросов не в качестве pontifex maximus.
Преемники Льва I – Зенон (474 – 491), Анастасий I (491 – 518) и Юстин I (518 – 527) – столкнувшись с нестабильной ситуацией, вызванной религиозными разногласиями, пытались разрешить их различными способами: от компромиссных соглашений до вооруженного подавления и репрессий.
Юстиниан Великий (527 – 565) – пытается достичь стабильности, а не подчинить церковь государству. Разделение полномочий царства – императорской власти – и священства – власти церковной. При этом царство должно было заботиться о делах человеческих, т.е императору вверяются сугубо политические функции, в первую очередь, сохранение мира в единой империи. Священство же должно служить делам божественным, т.е. сохранение мира в церкви перекладывается на плечи духовенства. С римскими провинциями у Византии дела складывались хуже по причине разногласий с папским престолом. Недальновидная и зачастую чрезмерно жесткая политика в отношении римского папы приводила к постепенному отделению Рима от Византийской империи. Причем папы, не желая подчиняться императору, зачастую сами шли на конфликт. В целом, политика преемников Юстиниана строилась в основном на принципе симфонии. Самое серьезное нарушение концепции симфонии допустили в VIII – начале IX вв. императоры иконоборцы, пытавшиеся поставить церковь под контроль государства.
C X в. – поиск преодоления упадка церкви. Григорианская реформа – попытка восстановления христианских основ жизни духовенства, упорядочение иерархическую структуру церкви, преодолеть зависимость клира от светской власти – т.е. освободить церковь от государственного влияния.