пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Византийская империя в VI в.

Для начала скажу несколько слов об образовании Византийской Империи. В 330 г. Константин I перенес столицу Римской Империи на Восток, в город Византии. Новую столицу назвали в честь императора «город Константина». Связано это было с тем, что Рим на периферии торговых путей, эта часть Европы не в центре экономических связей, она под натиском варваров. С Диоклетиана начались поиски новой столицы. Почему выбор пал именно суда? Византия находилась между Балканами и МА. Город контролировал выход в Средиземное море, Черное и Мраморное моря, более того выход в Босфор. В итоге город отлично естественно защищен, нужно было только на севере построить стены. В этих землях замечательный мягкий климат. 

Город построили за 6 лет, назван новым Римом. Туда был перенесен сенат.  Слово Византия в официальном лексиконе не употреблялась – это была Римская Империя. Люди, в большинстве своем, осознавали себя римлянами. Здесь было римское право. 

Византийская деревня: Деревня представляла собой соседскую общину. Частная собственность крестьянина сочеталась с общинной собственностью на угодья, неподеленную сельскую округу. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несостоятельности какого-либо из них, его участок присоединяли к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги.

Многочисленным был в Византии слой свободных колонов, обладавших правами на свой участок. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам, которых эдиктом Анастасия I запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала её в течение 30 лет. Рабов ещё использовали в с\х, но их роль неуклонно снижалась.

Существенную роль в византийской деревне стали играть патронатные отношения – одна из зародышевых форм будущей крестьянской зависимости: разорившиеся крестьяне бежали от бремени налогов на землю крупного собственника и отдавались под его покровительство. Юридически они сохраняли статус свободных людей, но условия их жизни целиком определялись собственником земли.

Город, ремесло: Восточноримские города не пережили в 5-6 вв. упадка, как это было на Западе. Византия была страной городов, которые господствовали над деревней. Основную массу горожан составляли ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники, а также рабы, большинство которых сосредотачивалось в крупных городах.

Главной ремесленной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская -  эргастерий, где ремесленник изготавливал изделия самостоятельно, своими инструментами, с помощью 2-3 наемных работников или рабов. Помимо эргастириев были мастерские, принадлежавшие казне, церкви, светской знати. В них трудились как свободные работники, так и рабы. Ремесло было на высоком уровне за счет высоких запросов, привыкшей к роскоши, элиты.

Город в 6 в. оставался полисом-общиной, владевшей сельской округой, где горожане имели участки земли. Города обладали правом самоуправления. Во главе органов власти – курий – стояли местные знати. Куриалы своим имуществом отвечали за поступление налогов с горожан, более того, они были обязаны содержать общественные здания, обеспечивать благоустройство города, раздачу продовольствия бедноте и организовывать празднества и зрелища.

Кстати, стоит сказать о том, что византийский золотой солид стал на многие века международной валютой среденвековья.

Государство: Черты непосредственной преемственности между поздней Римской империей и Восточной особенно ярко выразилась в формах организации власти. Верховная власть принадлежала императору. Оставался в силе со времен домината принцип: «Что угодно императору, имеет силу закона». 

Однако его власть в самой империи не была наследственной. Переход её к новому государю во многом зависел от синклита (сената), от армии, от позиции высшего духовенства, а иногда – и от симпатий простых константинопольцев. В связи с этим, императоры начали прибегать к институту соправительства: они официально короновали своих сыновей, как младших соучастников власти, чтобы тот набирал политический вес.

Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким. Управление было сконцентрировано во дворце императора и было специализирвоано по ведомствам-канцеляриям. Наиболее важной функцией чиновничьего аппарата империи была забота о сборе казенных налогов. Основу византийской налоговой системы, введенной ещё в 3 веке, составлял учет имущества налогоплательщиков в налоговых списках – кадастрах. Каждые 15 лет проводилась общая ревизия кадастров. Налоги взимались со всех подданных и всех объектов собственности, приносящих какой-либо доход или способной его приносить. Налоги с крестьян взимались преимущественно натурой (зерном, вином, оливковым маслом). 

Территория империи делилась на административные области – провинции. Гражданским управлением ведали назначенные императором наместники со своим штатом чиновников. 

Военной властью – комплектование армии, её техническое оснащение, расквартировка и обучение,  обладали военачальники, назначенные императором.

Я хотел бы поподробнее рассмотреть царствование Юстиниана I (527-565). Император обладал блестящим образованием, необыкновенным умом, сильной волей и неистощимой энергией. Юстиниан I был убежден в том, что ему свыше предначертано восстановить РИ.

Прежде всего император постарался увеличить доходы гос-ва (за счет налогов), укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией социальных и политических мер он ещё более ослабил крупное землевладение, окончательно разгромив оппозицию сенаторской и куриальной знати. Он лишал её представителей высоких постов, возвышал преданных ему людей незнатного происхождения. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых торговых путях на Восток. После овладения тайной производства шелка, производство его при Юстиниане было налажено прежде всего в Сирии и Финикии. Монополия гос-ва на производство обеспечивала казне отличный заработок.

Юстиниан в 534 г. выпустил «Свод гражданского права», который систематизировал и отчасти реформировал наследие римских юристов. Среди важнейших идей, положенных в основу свода, были: идея полной частной собственности на землю и имущество, идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью.

Внешняя политика Ю: Осуществление завоевательной программы Ю начал с разгрома в 533-534 гг. Вандальского королевства в северной Африке; в длительных войнах, проходившим с переменным успехом в 535-555 гг., было ликвидировано Остготское королевство и завоеваны Италия, включая Сицилию, а затем ещё и часть Испании. Казалось, Юстиниан достиг своей цели: Средиземное снова стало «внутренним озером» империи, однако завоевания оказались непрочными. 

Причиной этому были многочисленные восстания, толчком к которым стали повышения налогов и введение казенных монополий на торговлю продуктами. В 532 г. вспыхнул Константинополь. Низы димов «зеленых» и «голубых» объединились. В ложу императора на ипподроме летели камни, в городе полыхали пожары, восставшие грабили и насиловали, во дворце кончилась вода и продовольствие. Император, как испуганный пес, поджав хвост хотел бежать морем через Босфор. Положение спасла императрица. Вызванная во дворец наемная гвардия была тайно проведена на ипподром, где разбила восставших.

Почти одновременно восстания охватили Палестину, а в 536 г. – Северную Африку. Восставшие во главе с воином Стотзой сопротивлялись регулярной армии империи почти 11 лет! Более того власть остготов была восстановлена в части Италии.

Неспокойно было и на Балканах. Здесь действовали отряды «скамаров» (разбойников), в которые вливались и разорившиеся поселяне. Рядом неудач была отмечена политика Ю на востоке. Бросив все силы на Запад, император ослабил восточные границы, чем поспользовались персы, которые вторглись в Месопотамию и Сирию, взяли и разрушили красавицу Антиохию, ебаные варвары. Трижды  Юстиниан заключал договор с персами и выплачивал им дань.  

Социальный и политический строй Византийской империи.

Особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов:

  1. Ранний (4 – первая половина 7 вв.)
  2. Средний (вторая половина 7 – 12 вв.)
  3. Поздний ( 13 - середина 15 вв.)

До конца 6 в. преобладали позднеантичные формы в общественной и политической жизни, а затем наступила эпоха их крушения, началась история империи как средневекового государства.

1. Ранний (4 – первая половина 7 вв.)

Деревня.

Распространено свободное крестьянское землевладение. Деревня представляет собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность на пахотную землю + общинная собственность на угодья. В отличие от западной марки, общинники теснее связаны производственными и социальными связями. Община – податная, т.е. платит в казну налоги и выполняет отработочные повинности. Общинники связаны круговой порукой. Самый многочисленный слой – свободные колоны, обладающие владельческими правами на свои участки. Их нельзя было снимать с земли после 30-ти летней аренды. Большинство рабов переведено на пекулий.

5-6 вв. – в деревне начинают играть существенную роль патронатные отношения: разорившиеся крестьяне бегут от бремени казенных налогов на землю к крупному собственнику, отдаваясь под его покровительство и становясь зависимыми поселенцами в его имении. Юридически свободны, но условия существования определяются хозяином земли. Такие крестьяне назывались париками (присельниками).

Город.

Здесь живет знать, чиновничество, крупные землевладельцы, богатые торговцы, но основная масса горожан – ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники и рабы. Главная производственная организация – эргастирий, ремесленная мастерская. В ней хозяин продавал свои изделия. Большинство рабов – в императорских мастерских, монополизировавших производство предметов роскоши, оружия, чеканку монеты. Запросы элиты стимулировали производство высококачественных товаров.

В Позднеримской империи ремесленники насильно объединены в коллегии. Их дети наследовали их статус и род занятий. С середины 6 в. ремесленные и торговые объединения становятся добровольными.

В 5-6 в. город – полис-община, владевшая сельской округой. У городов – право самоуправления. Во главе органов власти – курий – представители местной знати. Куриалы отвечали своим имуществом за поступление налогов в казну, обязаны были за свой счет содержать общественные здания, обеспечивать благоустройство города, заниматься благотворительностью, устраивать празднества и зрелища. Они разорялись с упадком города.

Государство.

Преемственность между поздней Римской империей и Византией выразилась в формах организации власти. Верховная (законодательная, исполнительная и судебная) власть принадлежала императору. В силе принцип домината «что угодно императору, то имеет силу закона».

4-5 в. – сложился союз госвласти с христианской церковью: император защищает церковь и ее господство среди христианского населения, а церковь освящает власть императора как «помазанника Божия».

Император – повелитель всей ойкумены (цивилизованного христианского мира). Его власть не была наследственной. Переход власти к новому государю зависел от синклита (сената), состоявшего из высшей гражданской и военной знати, от армии и высшего духовенства, а иногда еще и от народа. Поэтому императоры придумали соправительство: они короновали своих сыновей как младших соучастников своей власти.

Административный аппарат был громоздким. В 4-6 в. действовал принцип разделения гражданской и военной власти при определяющей роли чиновничества во главе с императором. Центральное управление специализировалось по ведомствам – канцеляриям. Важнейшие - налоговое, военное, императорских имуществ и внешних сношений. Второй принцип – деление знатных и чиновных лиц на ранги и разряды с титулами. Высокую должность может занять лишь человек с соответствующими титулами. Но фавориты императора пользовались огромной властью и без титулов. Они входили в совещательный совет при императоре – консисторий.

Управление хозяйством, торговлей, полицейские функции, судопроизводство – в руках эпарха Константинополя.

Жители Константинополя объединялись в 4-6 вв. в неформальные объединения – димы, группировавшиеся вокруг спортивных партий ипподрома. «Партии»: венеты (голубые) – земельная аристократия, прасины (зеленые) – купцы. Димы помогали эпарху обеспечивать порядок в столице.

Налоги взимались с помощью кадастров, в которых фиксировалось имущество налогоплательщиков. Взимались со всех подданных и объектов собственности, способных приносить доход. Главный налог – поземельный. Налоги с крестьян – натурой. Платили и крестьяне (им помогала круговая порука) и горожане.

Территория империи делилась на провинции, ими управляли наместники императора. Военная власть – у военачальников. Армия комплектовалась из свободных крестьян и была надежной. Военный флот Византии не имел равных.

2. Средний (вторая половина 7 – 12 вв.)

Отныне Византия – особый вариант средневекового государства, сочетавшего традиции позднеримской государственности, следы влияния восточных деспотий и признаки феодальных монархий Западной Европы.

7-9 вв.

Деревня.

Преобладание деревни над городом. Исчезновение колоната, крупные имения сохранились только у фиска, церкви и монастырей.

Интенсивное развитие соседской общины. В деревне – накопление экономических ресурсов -> ускорившийся процесс дифференциации среди общинников. Возникает слой зажиточных крестьян, увеличивается число бедных общинников. Растет число крестьян, потерявших участки и вынужденных наниматься к богатым. Часть их бежит в город. Город.

В городах – набеги варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса на предметы роскоши – удар по экономике. Мелкие и средние города аграризировались. Уровень ремесла снизился, торговля замерла. Однако в Константинополе, Фессалонике, Никее, Эфесе, Трапезунде все ок с ремеслом. Центр внешней торговли перемещается на Балканы, оживляется торговля с Венецией и Равенной, с 8-9 в. – с арабами. Оживление товарно- денежных отношений, подъем ремесла и торговли – в Константинополе. Военно-административные реформы.

Потеря восточных провинций повлекла повышение удельного веса греческого этноса среди подданных империи. При Ираклии происходит переход с латинского языка на греческий, а император становится василевсом. Отныне василевс – средневековый монарх.

Провинции стали фемами, а власть в каждой из них вручалась императором наместнику- стратигу. Ядро фемы – стратиоты – воины-крестьяне. Они самостоятельно приобретали вооружение, коня и т.д. Создавались военные списки имен – каталоги. Военная служба становится наследственной, семья воинов освобождалась ото всех налогов, кроме поземельного.

9-12 вв.

Деревня.

Ускорение процесса имущественной дифференциации.

Власть империи берет в свои руки все бесхозные земли, включая пустоши и неудобья.

Виды собственности на землю: частная отдельных лиц, коллективная сельских общин, собственность государства. Государственная состоит из имений и гигантского неосвоенного фонда, который можно было жаловать, упрочая свой трон.

Налоговая реформа Никифора 1 ускорила дифференциацию. Кроме поземельного налога натурой (синоны) введены другие налоги: капникон, т.е. подворную подать с домохозяина, новая форма эпиболэ (заброшенную соседом землю не присоединяли к земле общинников, а давали право ее обрабатывать взамен уплаты налогов).

Парики все чаще упоминаются в источниках. Они получали от господина участок земли на условиях уплаты части урожая, денег, или за отработки. Отличие парика от:

1. Свободного общинника – отсутствие у парика собственности на обрабатываемую им землю

2. Свободного арендатора чужой земли – отсутствие защищенного публичной властью договора с господином земли.

Парик пришел на смену наемному работнику, арендатору, колону и рабу. Они стали наследственными держателями. Государство было обеспокоено распространением патрикии, т.к. сокращались поступления в казну и численность ополчения, а также возникла острая конкуренция крупных землевладельцев с короной. В 996 г. Василий 2 Болгаробойца отменил срок давности: крестьянину или его наследникам возвращали землю независимо от того, когда она была потеряна.

Особенности крупных землевладений: они были по размерам меньше, чем западные, и не составляли единых массивов; крупная земельная собственность не имела иерархической структуры; крупные землевладельцы редко получали освобождение от всех налогов и никогда не располагали полным судебным иммунитетом. Императоры наделяли из фонда государственных земель отличившихся сановников и военачальников, монастыри и церкви. Виды дарений: солемнии, т.е. право взыскивать в свою пользу все или часть налогов в налоговом округе; пронии – пожалование на срок жизни налогов с определенной территории с правом управления.

Город.

Середина 9 в. – подъем городов в Византии. Появились корпорации – добровольные профессиональные объединения. Принадлежность к ним – привилегия, для вступления – ряд условий: взнос, материальные возможности для дела, овладение мастерством и т.д. В 10 в. правила для всех 22 корпораций сведены в «Книгу эпарха». Закон защищал их от конкуренции внекорпоративного ремесла. Главу корпорации назначал эпарх.

9-10 в. – подъем ремесла ->расцвет провинциальных городов. Реформа монетной системы Алексея 1 Комнина оздоровила денежное обращение. Появились ярмарки. Расширились и укрепились связи сельской округи с местными городскими рынками.

К концу 12 в. – упадок. Ремесло и торговля хирели из-за высоких налогов, ограничений и пошлин. Происходит замещение византийских товаров итальянскими.

Государственное управление.

С середины 9 в. начинается процесс упрочнения власти императора и ведомств. Они специализировались и дробились (60 к началу 10 в.). Существовал табель о рангах. Иерархия титулов громоздкая и сложная, их пожалование – мощный инструмент в руках императора. Огромное влияние на управление империей приобрели евнухи, приближенные к императору.

Византийская культура и ее специфические черты.

Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

1. Языковая общность (основным языком был греческий);

2. Религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия); 3. Этническое ядро, состоящее из греков;

4. Устойчивая государственность и централизованное управление.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь —соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия,Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило-софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес

также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый

расцвет приходится на 5-7 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В 8-9 вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

10-12 вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм (мистическое учение о самостоятельном существовании души, духа независимо от материи).

13 в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде

всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В 14-15 вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер.а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен ещё и тем, что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на северо-итальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (13-15 вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь КахризДжами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери- Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х- ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской

Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего

через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.


15.01.2017; 03:45
хиты: 2058
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь